Расходы на ремонт основных средств в бухгалтерском и налоговом учете

Ремонт в зависимости от вида, объема работ и потраченных средств требует от бухгалтера разных действий. Разберем особенности учета и налогообложения

Документальное оформление

Если при проведении ремонта меняется местонахождение объекта ОС, то факт такого перемещения нужно подтвердить документально. Если объект перемещается из одного цеха или отдела в другой, то подойдет накладная на внутреннее перемещение по форме ОС-2. Эта форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003. № 7. Следует отметить, что в настоящее время унифицированные формы первичных документов по учету ОС необязательны, можно разработать и использовать свои.

Если для проведения ремонта объект необходимо передать организации-подрядчику, используйте акт приемки-передачи. Его можно оформить в виде приложения к договору подряда.

На основании этих документов можно сделать внутренние проводки по счету 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности», отражающие смену местонахождения объекта.

А каким документом отразить приемку отремонтированного объекта и учесть расходы на ремонт? Для этих целей подойдет акт по форме ОС-3, если ремонт организация выполняет собственными силами. При использовании счета 23 «Вспомогательные производства» расходы на законченный ремонт списываются с этого счета на основании акта ОС-3.

Если ремонт делает сторонняя организация, то обычно используется не форма ОС-3, а составленный подрядчиком первичный документ. В нем должны быть сведения о выполненных ремонтных работах, их стоимость с НДС, а также отдельной строкой НДС (п. 4 ст. 168 НК РФ). Этот документ подтвердит расходы бухгалтерском и налоговом учете.

Если организация использует самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, то такие документы должны содержать следующие обязательные реквизиты (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. Наименование документа.
  2. Дату составления документа.
  3. Наименование экономического субъекта, составившего документ.
  4. Содержание факта хозяйственной жизни.
  5. Величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
  6. Наименование должностей ответственных лиц.
  7. Подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Бухгалтерский учет расходов на ремонт

Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов

Ремонт может быть:

  • плановым — капитальным или текущим, проводимым с определенной периодичностью;
  • внеплановым — для устранения аварии, поломки, ущерба из-за стихийного бедствия.

Затраты на каждый из этих видов ремонта отражаются по-разному.

Есть ситуации, когда затраты на ремонт капитализируют (пп. «ж» п. 5, п. 6 ФСБУ 26/2020). Это в первую очередь капитальный ремонт с периодичностью более 12 месяцев (более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев). Но если затраты несущественные, то их можно отразить как расходы текущего периода — таково требование рациональности, установленное п. 7.4 ПБУ 1/2008.

Капитализировать расходы на ремонт — это значит отразить их на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По окончании ремонтных работ затраты со счета 08 относят на увеличение первоначальной стоимости отремонтированного ОС (п. 24 ФСБУ 6/2020).

Самостоятельными инвентарными объектами признаются существенные по величине затраты на ремонт ОС с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020).

  • Не забывайте: в бухгалтерском учете резерв на ремонт ОС не создается.

Облагается ли НДС стоимость ремонта ОС, выполненного хозяйственным способом?

Так как затраты на ремонт принимаются в целях налога на прибыль, то с точки зрения пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ под НДС они не попадают.

Но у нас также есть пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, в соответствии с которым НДС облагаются строительно-монтажные работы (СМР) для собственного потребления. Поэтому НДС лучше начислить, если ремонт по сути относится к СМР и вы эти затраты капитализируете, то есть увеличиваете на них первоначальную стоимость ремонтируемого объекта либо отражаете их в виде отдельного объекта ОС.

Согласно п. 2.3.7 ГОСТ 18322-2016 капитальный ремонт — это плановый ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса объекта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Периодичность и содержание капитальных ремонтов зависят от технической документации, нормативно установленных требований или определяются самостоятельно на основе существующих рекомендаций.

Интервалы между капитальными ремонтами ОС обычно составляют несколько лет, затраты на них существенны. Именно по этой причине такие затраты нужно капитализировать. Затраты формируются по аналогии с созданием основных средств. Их можно уменьшить на стоимость материальных ценностей, полученных в ходе ремонта, если эти материальные ценности можно продать или использовать в деятельности организации (п. 15 ФСБУ 26/2020).

В каком случае затраты на капремонт увеличивают стоимость отремонтированного объекта, а в каком — отражаются в качестве отдельного объекта ОС?

Если межремонтный интервал близок к оставшемуся сроку полезного использования ОС, то это первый вариант учета, а если межремонтный интервал существенно меньше — второй вариант учета (п. 10 ФСБУ 6/2020).

Капитальный ремонт отражается проводками:

Дебет 08  Кредит 10, 70, 69, 60 — отражены расходы на проведение ремонта.

Дебет 19  Кредит 60 — отражен НДС, предъявленный подрядной организацией.

Дебет 68  Кредит 19 — НДС принят к вычету.

Дебет 60  Кредит 51 — оплата работ подрядной организации.

Дебет 10, 41  Кредит 08 — отражена стоимость ценностей, полученных в ходе ремонта.

Дебет 01  Кредит 08 — затраты на капремонт включены в первоначальную стоимость ремонтируемого объекта.

Чем текущий ремонт отличается от капитального?

Согласно п. 2.3.9 ГОСТ 18322-2016 под текущим ремонтом понимают плановый ремонт для обеспечения или восстановления работоспособности объекта, состоящий в замене или восстановлении отдельных легкодоступных его частей.

В Письме Минстроя России от 27.02.2018 № 7026-АС/08 говорится, что к текущему ремонту относят:

  • устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации ОС, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются;
  • работы по систематическому и своевременному предохранению ОС от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий.

К капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

Планировать текущий и капитальный ремонты, определять их периодичность и содержание необходимо в соответствии с требованиями документации на объект ОС.

В большинстве случаев затраты на текущий ремонт не являются существенными для организации, поэтому их не капитализируют (пп. «б» п. 16 ФСБУ 26/2020), а отражают по дебету счетов 20, 26, 44 и 91.

Исключение: затраты на текущий ремонт активов, используемых при осуществлении капитальных вложений, включают в сумму фактических затрат при признании этих капитальных вложений (пп. «г» п. 10 ФСБУ 26/2020).Текущий ремонт ОС отражается следующими бухгалтерскими проводками:

Дебет 20, 26, 44, 91, 08 Кредит 60 — отражены работы, выполненные сторонними организациями.

Дебет 19 Кредит 60 — отражен НДС.

Дебет 68 Кредит 19 — НДС принят к вычету.

Дебет 20, 26, 44, 91, 08 Кредит 10, 02, 70, 69 — отражены работы, выполненные собственными силами.

Еще один вид ремонтов — неплановые ремонты. Они проводятся по мере необходимости для восстановления работоспособности поврежденных или вышедших из строя ОС. Расходы на неплановые ремонты, как правило, не капитализируются, их необходимо включить в прочие расходы (п. 13 ПБУ 10/99, пп. «в», «д» п. 16 ФСБУ 26/2020).

Налоговый учет расходов на ремонт

В налоговом учете не имеют значения тип ремонта и существенность расходов. Важно, что организация обязана проводить ремонт согласно закону или договору. И тогда обоснованность расходов не вызовет вопросов.

При использовании метода начисления затраты на ремонт основных средств отражаются в прочих расходах в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (пп. 2 п. 1 ст. 253, п. 1 ст. 260 НК РФ, п. 5 ст. 272 НК РФ).

Возможна ситуация, когда после ремонта организация получила пригодные к использованию ценности: стройматериалы, запчасти и др. Необходимо включить эти ценности по рыночной стоимости в состав внереализационных доходов (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Организация может создавать резерв на предстоящие ремонты основных средств (п. 2 ст. 324 НК РФ). В этом случае расходы необходимо списать за счет резерва. Можно создавать общий резерв на капитальный и текущий ремонты (п. 3 ст. 260, п. 2 ст. 324 НК РФ).  Отчисления на сложные и дорогие виды капремонта учитываются при расчете резерва в особом порядке и при соблюдении определенных условий.

Отчисления в резерв включайте в расходы равными долями на последнее число отчетного и налогового периодов (п. 2 ст. 324 НК РФ), исходя из рассчитанного норматива отчислений.

Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов

Установленный НК РФ порядок формирования резерва на ремонт подразумевает, что он создается для всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию на начало соответствующего года. Нельзя формировать резерв выборочно (Письмо Минфина России от 30.08.2021 № 03-03-06/3/69849).

Сумма резерва ограничена средней величиной фактических расходов на ремонт за последние три года. При этом резерв на сложные виды ремонта ничем не ограничен, он определяется исходя из сметной стоимости ремонта и периода накопления средств на этот ремонт.

Пошаговый алгоритм расчета резерва

Организация решила формировать резерв на ремонт ОС в налоговом учете. Решение закреплено в учетной политике.

  1. Рассчитываем сумму затрат за предыдущие три года на ремонт:

2 100 000 + 3 400 000 + 1 700 000 = 7 200 000 руб.

В среднем: 7 200 000 / 3 = 2 400 000 руб. в год.

Планируемая сумма затрат на ремонт на текущий год составляет 2 700 000 руб., что больше, чем средняя сумма за последние три года.

  1. Рассчитываем размер отчислений на сложные виды ремонта — капитальный ремонт здания, который согласно технической документации планируется через три года. Затраты на него составят 20 000 000 руб. Последний ремонт прошел пять лет назад. 

20 000 000 руб. / 8 лет = 2 500 000 руб.

  1. Рассчитываем предельный размер отчислений в резерв: 2 400 000 + 2 500 000 = 4 900 000 руб. в год.
  2. Распределяем эту сумму поквартально: 4 900 000 / 4 = 1 225 000 руб. Именно такую сумму отчисляем в резерв на конец каждого отчетного (налогового) периода текущего года.
  3. Рассчитываем фактические расходы на ремонт ОС в текущем году: первый квартал — 900 000 руб., второй квартал — 1 200 000 руб., третий квартал — 1 100 000 руб., четвертый квартал — 1 300 000 руб. Итого расходов за год 4 500 000 руб.
  4. По итогам года получаем: 4 900 000 − 4 500 000 = 400 000 руб. — неизрасходованный резерв.

Остаток резерва в сумме 400 000 руб. в доходах в конце года не восстанавливаем, так как он меньше суммы отчислений на особо сложный и дорогой капитальный ремонт здания, которую организация имела право накопить к концу года — 2 500 000 руб.

21 415
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее