Педагогическая диагностика — исходный момент в решении многих вопросов от выявления динамики развития ребенка до составления индивидуального образовательного маршрута. Разбираемся, с какой периодичностью и какими методами проводить диагностику в детском саду, а также как использовать ее результаты
Содержание статьи
- Что такое педагогическая диагностика в ДОУ по ФОП
- Принципы педагогической диагностики
- Когда проводится педагогическая диагностика в детском саду по ФОП
- Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ по ФОП
Что такое педагогическая диагностика в ДОО по ФОП
Педагогическая диагностика в ДОО — инструмент, который позволяет изучить умения, интересы, склонности и личностные особенности дошкольников, а также проанализировать способы, которые они используют для взаимодействия со взрослыми.
- ФОП ДО признает ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Цель диагностики — выявить динамику и особенности развития ребенка и на основе этих данных составить индивидуальный образовательный маршрут освоения образовательной программы. Кроме того, по результатам такой диагностики педагоги могут изменять рабочие программы, планы, содержание и организацию образовательного процесса.
Диагностику познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития проводят воспитатели дошкольных групп. Музыкальный руководитель, педагог по изодеятельности, инструктор по физкультуре также участвуют в этом процессе, оценивая развитие ребенка в соответствующих областях.
Чтобы выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и определить причины затруднений в освоении программы, требуется психологическая диагностика. Ее может провести только квалифицированный специалист — педагог-психолог. Результаты такой диагностики используют, чтобы решить задачи психологического сопровождения ребенка и оказать ему коррекционно-развивающую и психологическую помощь.
- Психологическая диагностика ребенка проводится только с согласия его родителей.
Принципы педагогической диагностики
ФГОС ДО закладывает в программу дошкольного образования планируемые результаты ее освоения. Стандарт задает целевые ориентиры — социально-нормативные возрастные характеристики, которых ребенок может достигнуть на разных этапах вплоть до поступления в школу.
- Планируемые результаты не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики.
Задача педагогической диагностики — изучить индивидуальное развитие детей не с целью дать оценку каждому ребенку, а чтобы определить эффективность педагогических действий и образовательного процесса в целом.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников — одно из важнейших требований госстандарта. Как поэтапно развивать в детях понимание своих эмоций и переживаний, рассказываем на бесплатном вебинаре.
Педагогическая диагностика не происходит произвольно — проводить ее нужно с учетом следующих принципов:
- Принцип целенаправленности и адресности диагностики.
- Принцип обязательного учета результатов диагностики в деятельности ДОО.
- Принцип соответствия диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.
- Принцип системности и непрерывности.
Основные подходы к проведению педагогической диагностики в соответствии с ФГОС ДО изложены в соответствующей федеральной образовательной программе (ФОП ДО).
Когда проводится педагогическая диагностика в детском саду по ФОП
Периодичность проведения педагогической диагностики дошкольная организация определяет самостоятельно. Это указывается в ее образовательной программе.
Оптимально в начале освоения образовательной программы в каждой возрастной группе проводить стартовую диагностику, а по завершении — заключительную. Сравнивая их результаты, педагоги выявляют индивидуальную динамику развития ребенка.
- Приступая к стартовой педагогической диагностике, стоит учитывать, что ребенку требуется время, чтобы адаптироваться в коллективе.
Как проводить педагогическую диагностику в ДОУ по ФОП
Педагогическая диагностика рассматривается как исходный, стартовый момент в подходе к решению многих вопросов. ФОП ДО рекомендует использовать малоформализованные методы, такие как наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми и анализ специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может применять специальные методики диагностики коммуникативного, физического, речевого, художественно-эстетического, познавательного развития.
Метод наблюдения
Наблюдение — основной метод педагогической диагностики, он информативен и универсален. Педагог может изучить почти любой процесс или явление, не искажая естественное поведение детей и практически не используя дополнительных средств. Применяя этот метод, педагог:
изучает педагогические явления в динамике;
- непосредственно наблюдает поведение детей в конкретных условиях и в реальном времени;
- оперативно получает информацию и связь с ребенком или группой;
- фиксирует факты: характер взаимодействия и стиль поведения детей, их движения, мимику, жесты.
Для обогащения полученных данных наблюдение лучше использовать вместе с другими методами сбора информации: опросами, диагностическими ситуациями, беседой. Все подробности собрали в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Специальная диагностическая ситуация и как ее организовать
Диагностическая ситуация — это ситуация, возникшая естественным образом или осознанно созданная педагогом. Такой метод позволяет выявить характерные особенности и интересы детей. Подбирать диагностические ситуации необходимо в соответствии с целями и задачами исследования:
- ситуация выбора,
- игровая ситуация,
- проблемная ситуация,
- ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий: досуговых, спортивных, театрализованных и других.
В ситуациях выбора детям предлагается выбрать деятельность, ее содержание, игрушки, инструменты и материалы, партнера. Примеры диагностических ситуаций выбора:
выполнить легкое задание | выполнить сложное задание |
поиграть | помочь убрать игрушки |
поиграть | сделать открытку для заболевшего одногруппника |
выбрать для аппликации на тему «Космическая станция» бумагу голубого цвета | выбрать бумагу белого цвета |
Результаты наблюдения и анализа диагностических ситуаций можно дополнить беседами, которые позволят выявить мотивы поступков детей, интересы к различным видам деятельности, уточнить знания и другое. Специфику проведения диагностической беседы описали в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Анализ продуктов детской деятельности
Анализ продуктов детской деятельности педагог может проводить, изучая материалы портфолио ребенка: его рисунки, аппликации, постройки, поделки и другие творческие продукты. На основе собранных данных педагог может оценить:
- динамику развития технических и композиционных умений, проявление творческих способностей;
- внутренний мир ребенка, его отношение к себе и окружающим;
- особенности мелкой моторики, мышления и другие аспекты развития.
Изучая работы ребенка, педагог может установить их характерные особенности, например, техничность и оригинальность исполнения. А также составить представление о примерном соответствии умений возрастным характеристикам развития.
Как фиксировать полученные в результате диагностики данные
Информацию, полученную в ходе педагогической диагностики, можно фиксировать в карты развития дошкольников. Их педагоги могут разработать сами либо использовать готовые карты:
- карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);
- карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина);
- карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова);
- карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина) и др.
Карты развития, записи и протоколы — это рабочие материалы педагога, которые не подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает ДОО, закрепляя локальными актами. Шаблон карты развития вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Как использовать результаты педагогической диагностики
ФОП ДО поясняет, что результаты педагогической диагностики можно использовать для решения двух образовательных задач: чтобы индивидуализировать образование и оптимизировать работу с группой.
- Читайте также: Что делать, если в группе агрессивный ребенок
Учитывая результаты диагностики, педагог может целенаправленно и осознанно проектировать образовательный процесс:
- выстраивать взаимодействие с детьми,
- организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе и ДОО,
- организовывать творческую деятельность дошкольников,
- составлять индивидуальные образовательные маршруты.
Кроме того диагностика позволяет оценить эффективность педагогической деятельности и методической работы в детском саду, выявить сильные стороны и обозначить зоны роста.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Наблюдение как метод педагогической диагностики в ДОО 127.9 КБ
-
Особенности диагностической беседы 135 КБ
-
Примерный шаблон карты наблюдения 128.5 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться