8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Электронная декларация по НДС. Требования о представлении пояснений

Контур.Школа, 13 апреля 2016

Декларацию по НДС на бумаге подавать можно только очень ограниченной категории налогоплательщиков. В основном они подаются в электронной форме. В статье расскажем какие сложности возникают при получении требований о представлении пояснений по декларации и разберем моменты, которые не урегулированы законодательством.

Как обеспечить прием требований

В Налоговом Кодексе сказано, что налогоплательщик обязан обеспечить прием документов в налоговый орган для реализации своих полномочий. А как это обеспечить обычно не знает никто.

Для того, чтобы обеспечить прием требований нужно соблюдение двух условий:

  1. У вас должно быть подключение к электронному документообороту с налоговыми органами через оператора ЭДО. Это может быть прямой договор с оператором, либо вы можете отчитываться через уполномоченных представителей.
  2. Необходимо наличие полномочий получать документы, в частности требования.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Когда сдается отчетность она подписывается квалифицированным сертификатом электронной подписи. У этого сертификата есть владелец. Если вы являетесь организацией-налогоплательщиком, то в качестве владельца сертификата выступает организация, но обязательно в качестве дополнительного владельца в сертификате указывается физическое лицо. Для того, чтобы получать требование, это физическое лицо должно обладать полномочиями получать требования.

Как возникают полномочия получать требования?

Если у вас выдан сертификат на руководителя организации, то у него всегда по умолчанию полные полномочия и требования будут поступать для этого пользователя зашифрованные на этот сертификат вне зависимости от желания его владельца. Если сертификат выдан на бухгалтера, либо если вы отчитываетесь через уполномоченного представителя, то вам необходимо указать соответствующие полномочия в доверенности.

Как наделить полномочиями получать требования бухгалтера?

Когда вы выписываете саму доверенность, то по ГК РФ этот документ оформляется в произвольной форме. Поэтому в ней нужно использовать такую формулировку, чтобы инспектор понял, что такие полномочия имеются. Это либо полные полномочия, либо прописанные напрямую полномочия получать документы из налогового органа. Кроме доверенности, когда вы направляете декларации и вместе с декларациями при подписании её таким уполномоченным представителем направляется сообщение о представительстве, в нем указывается код 99 для полных полномочий, либо код 03, если полномочия конкретные. Если же вы выпишете доверенность, в которой указываете, что вы уполномочиваете определенного сотрудника отправлять декларации и больше никаких действий не укажете, то требования для него не могут быть сформированы и направлены по ТКС. Если требования отправить некому, то получается, что вы не исполнили свою обязанность по обеспечению приема документов и т. д.

Чем это грозит несвоевременная отправка?

Пока ничем. Потому что санкции в НК предусмотрены не за неисполнение обязанности, а за не отправку квитанции. В данном случае возникает интересная ситуация. Т.е. если требования к вам отправить нельзя, то и квитанцию отправить вы не можете, в результате штрафные санкции к вам применены тоже быть не могут.

Как настроить отправку требований конкретному получателю

Алгоритм выгрузки программного обеспечения налогового органа выглядит следующим образом: требование выгружается и направляется по тому электронному адресу и для того пользователя, от которого поступила в налоговый орган последняя декларация либо ИОН запрос и при наличии соответствующих полномочий. Поэтому на данный момент есть некоторые неприятные особенности от поступления требований. Если у вас есть несколько электронных адресов и несколько пользователей, то требование может поступать на разные адреса, в зависимости от того, кто последний представил декларацию.

Если вы хотите, чтобы у вас был конкретный человек, который только получает требования. Он не будет представлять декларацию, он будет только получать требования, то на настоящий момент реализовать такую функцию невозможно. Опять же в связи с тем же самым алгоритмом. Если он никакие декларации не отправляет, то налоговая о нем как о получателе требований не знает.

Почему не доходят требования

Бывают ситуации, когда требования не доходят. Почему это происходит:

  1. Изменение электронного адреса — нужно отправить в налоговый орган декларацию (или запрос ИОН).
  2. Недостаточно полномочий пользователей — владельцев сертификатов.
  3. Технические проблемы с доставкой требований — нужно позвонить оператору.

Дата отправки требования

Налогоплательщики часто не понимают, что такое дата отправки требования, где она фиксируется и в какой момент. Она фиксируется не налоговым органом, а оператором ЭДО и посмотреть её можно в документе, который называется «Подтверждение даты отправки». Когда к оператору ЭДО поступает требование из налогового органа для абонента, то оператор сначала смотрит есть ли у него этот абонент, не ушел ли он, не истекли ли у него сертификаты и т. д. Далее это требование оператор отображает в системе и в этот момент фиксируется дата. Т.е. в тот момент, когда отобразили требование, а не когда налогоплательщик зашел в систему и открыл требование. Какова вас ждет ответственность, если вы нарушили срок 6 дней, но квитанцию всё же отправили? Это либо блокировка счета, либо, если не успели заблокировать ваши счета, вам ничего не грозит.

Ответы на требования

По НДС существует 2 типа требований: 1 — по контрольным соотношениям; 2 — требование по расхождениям. Что касается 1 типа требований, то ответить на него можно следующим образом: либо сформировать уточненную декларацию, если вы признаете свою ошибку, либо направить пояснения. В НК до сих пор указано, что пояснения необходимо отправлять почтой. Но т.к. требования приходят по ТКС, то очень странно направлять пояснения почтой. Поэтому существует такая практика по соглашению с налоговыми органами -направлять пояснения также в электронном виде.

Требование по контрольным соотношениям — это всегда формула. Оно всегда приходит в виде файла в PDF формате. Требование по расхождениям приходит в виде трех файлов: шапочная часть, PDF документ, xml документ. PDF и xml документы содержат совершенно одинаковую информацию — данные по тем строчкам из декларации по НДС, которые не прошли контроль. Юридическую значимость имеет PDF документ. Однако настоятельно рекомендуется выгружать файл xml и на основе его формировать ответ в этом формате.

Требование по расхождениям, как можно ответить:

  • неформализованное пояснение почтой или «письмом» по ТКС;
  • пояснение в рекомендуемой форме почтой или «письмом» по ТКС;
  • формализованный ответ по ТКС (можно с приложением подтверждающих документов.

Совет: Если у вас частично есть данные, которые вы хотите подтвердить, а частично данные, которые вы хотите исправить, то рекомендуется сначала отправить ответ на требования, причем только таблицу с подтвержденными данными. Затем все исправления внести в декларацию и после ответа отправить уточненную декларацию. Причем, рекомендуется сделать это на следующий день. Это связано с алгоритмом обработки. После того, как вы направляете уточненную декларацию, у вас заново начинается камеральная проверка. Подтвердить данные в уточненной декларации невозможно, их можно только исправить. Поэтому, если вы просто внесете исправления и отправите «уточненку», то к вам снова вернется требование в котором будут уже только те записи которые вы предполагали подтвердить. Можно потом на него отправить пояснение, а можно направить его сразу же, причем раньше, чем уточненную декларацию.

    227 просмотров
Для гл.бухгалтера на УСН. Диплом о профессиональной переподготовке 256 ак.часов. 33 онлайн-урока: теория и практика
Смотреть программу
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!