Как помочь ребенку выполнять домашние задания

Разбираемся, почему у школьников возникают проблемы с самостоятельной подготовкой к урокам и как эффективно организовать домашнюю работу, чтобы выполнять ее легко и в срок

Содержание статьи

Домашняя работа — это учебная деятельность школьников, спроектированная педагогом для достижения планируемых результатов обучения. Домашнюю работу ученики выполняют самостоятельно или с участием родителей.

По данным Российской академии образования около 80% школьников готовят уроки не только в будни, но и в выходные, и на каникулах. Это приводит к дефициту личного времени. 

  • По мнению специалистов, причина не в большом объеме домашних заданий, а в неумении учеников эффективно планировать самостоятельную работу.

Школьная практика показывает, что проблемы с подготовкой уроков связаны с тем, что у детей не сформированы следующие умения:

  • организовывать свое рабочее время и придерживаться установленного режима;
  • декомпозировать задание на отдельные смысловые части;
  • поддерживать самоконтроль при подготовке уроков.
Мини-курс по ФГОС
Оцените качество обучения
Бесплатно

Все это приводит к тому, что домашняя работа становится для учеников настоящим испытанием. Они просиживают над ней часами, прокрастинируют, изматывают родителей просьбами о помощи или попросту списывают. В итоге плохо усваивают материал или вовсе теряют интерес к учебе. В основе решения этой проблемы — грамотное планирование.

  • Самоорганизация и самоконтроль — регулятивные универсальные учебные действия. Что это такое и какие еще типы УУД требует развивать у школьников ФГОС, читайте в статье.

Как нужно планировать домашнюю работу

Начинать поэтапное обучение самостоятельной деятельности нужно в младших классах. Отлично помогают простейшие алгоритмы самостоятельного выполнения задания. Учитель вводит их постепенно, проговаривая на уроке вместе с детьми.

Примерный алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания для ученика начальной школы:

  1. Готовлю рабочее место: достаю дневник, учебник по русскому языку, тетрадь по русскому языку, пенал.
  2. Открываю дневник и читаю домашнее задание по русскому языку.
  3. Открываю учебник и нахожу номер упражнения.
  4. Открываю тетрадь по русскому языку и пишу слова «Домашняя работа», «Упражнение».
  5. Читаю задание в упражнении.
  6. Выполняю упражнение на черновике.
  7. Переписываю упражнение в тетрадь.
  8. Даю тетрадь на проверку — маме, папе, старшему брату и т. д.

Рекомендуется составлять отдельные алгоритмы и памятки для разных видов домашней работы: как выучить стихотворение, как выполнить пересказ текста, как решить задачу и др. Примеры таких алгоритмов собрали в шпаргалку.

В конце статьи есть шпаргалка

В младших и средних классах важно записывать задания в дневник именно в том порядке, в котором следует выполнять их дома. Например:

  1. Выучить правило на стр. 25.
  2. Выполнить упражнения №2 и №3 на стр. 26.

То есть сначала усвоить правило, а потом закрепить его на практике, выполнив упражнения.

  • Чтобы ученикам было легче справиться с домашней работой, учитель может разобрать на уроке аналогичные задачи и упражнения.

Часто трудности дома вызывают задачи по математике. Многие дети, особенно в 4–5 классах, не понимают условия задач, даже если учитель показывал в классе, как решать подобные. 

Не всем очевидна аналогия двух задач, если в одной речь идет об урожайности, а в другой — о производительности труда. Чтобы обнаружить такие параллели, нужно иметь определенный уровень логического мышления и опыт. 

Чтобы дети справились с домашней задачей, ее условия лучше разобрать на уроке, составить краткий план решения. Иногда достаточно выполнить чертеж или сделать краткую запись условия к задаче.

Когда нужно делать домашнее задание

Если дети занимаются в первую смену, выполнять домашнюю работу нужно после 16:00. Тем, кто учится во вторую смену, лучше приступать к подготовке уроков с самого утра — в 08:00–08:30. 

  • Не рекомендуется садиться за уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня снижается.

Домашние задания лучше выполнять в день их получения. Это связано с тем, что усвоенный на уроке материал забывается в первые 10–12 часов.

Гораздо активнее и в любое время дня дети выполняют задания в игровой форме. Подробно о том, что такое геймификация обучения, какие у нее есть плюсы и минусы, читайте в статье.

Правила выполнения домашних заданий

В идеале на каждый предмет ребенок не должен тратить больше 30–40 минут. Однако в реальности время выполнения домашних заданий у учеников 8–11 классов может достигать 4–6 часов в день. Чтобы облегчить этот процесс, лучше готовить уроки в следующем порядке:

  • 1-й урок — урок средней сложности;
  • 2–3-й уроки — уроки максимальной сложности;
  • 4-й урок — более легкий.

Определить порядок поможет шкала трудности предметов, представленная в СанПиН 1.2.3685-21. Шкалу трудности предметов для разных классов вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

После каждого этапа домашней работы следует устраивать перерывы:

Класс Продолжительность непрерывной работы Перерыв в работе
1–2 20 минут 5–10 минут
3 35 с физкультминуткой на 2–3 минуты 10 минут
4 40–45 минут с физкультминуткой на 2–3 минуты 10 минут
5–11 Не более 1 часа с 2 физкультминутками по 5 минут 20 минут

Во время отдыха полезно выполнять гимнастику для глаз, различные ритмические упражнения с музыкой или без, упражнения на разноименные движения. Например:

  • «Одна рука догоняет другую». Ребенок стоит, опустив руки. На счет «раз» — одна рука на пояс, «два» — другая рука на пояс, «три» — одна рука к плечу, «четыре» — другая рука к плечу. Затем движение идет вниз.
  • «Хлопки». Ладошками отхлопать ритм заучиваемого стихотворения. Более сложный вариант — громкий хлопок на ударный слог в слове. Например: «ЛАМ-па».

В принципе подойдет любая активность. Можно погулять с собакой или помочь родителям с несложными бытовыми делами, поиграть с братом или сестрой, устроить полезный перекус. Главное, чтобы это занятие было ограничено по времени и вписывалось в рамки перерыва.

Основные ошибки родителей, которые помогают ребенку с домашним заданием

Часто дети не справляются с самостоятельной подготовкой уроков, отвлекаются при выполнении домашних заданий и нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Есть две типичные ошибки, которые совершают родители:

  1. Стараются помочь ребенку, когда он об этом не просил. Родители руководствуются лучшими побуждениями: чтобы ребенок получил более высокую отметку, быстрее выполнил задание, почувствовал поддержку взрослых и т. д.
  2. Не помогают, когда ребенку это действительно нужно. Часто это связано с чрезмерным стремлением научить ребенка самостоятельности и стойкости, развить волевые качества. При этом родители не замечают сигналов о помощи, таких как хныканье, резкое захлопывание книжки или тетрадки, жалобы «Не получается!» и пр.

Если учитель видит такую ситуацию, необходимо объяснить родителям, как найти баланс, чтобы эффективно помочь ребенку с домашним заданием. Иначе ошибки взрослых приведут к тому, что у школьника снизится учебная мотивация и начнутся проблемы с успеваемостью.

Рекомендации родителям от учителей по подготовке домашних заданий

Курс для учителей начальной школы
Как работать по ФГОС и ФОП НОО
Смотреть программу

Чтобы определить, какие трудности чаще всего возникают при самостоятельной подготовке уроков, учитель может провести анкетирование детей и родителей. Это позволит оценить время, которое тратится на выполнение домашней работы, сложность заданий, самостоятельность учеников и степень участия родителей. Анкеты вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Проанализировав результаты, учитель формулирует рекомендации для родителей. Нужно ознакомить их с нормативами времени на выполнение домашних заданий, примерным режимом дня и правильной организацией рабочего места. 

3 основных правила, которые нужно знать родителям:

  1. Соблюдать распорядок дня при выполнении домашней работы.
  2. Распределять задания по степени сложности.
  3. Выполнять домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

Рекомендации для родителей собрали в шпаргалку. Скачивайте и используйте в работе.

В конце статьи есть шпаргалка

Объяснить, как грамотно оказывать детям разумную помощь в подготовке уроков, учитель может на родительских собраниях. Сценарий собрания, посвященного организации домашней работы, упаковали в шпаргалку.

В конце статьи есть шпаргалка

Как организовать домашнюю работу школьников

В статье мы разобрали, как помочь ребенку с домашним заданием. Чтобы глубже изучить тему, смотрите бесплатный вебинар «Организация домашней работы школьников». Вы узнаете:

  • как определить объем домашнего задания и не нарушить нормативные требования;
  • какие формы заданий выбрать, чтобы заинтересовать детей и повысить их учебную мотивацию;
  • как правильно инструктировать учеников, чтобы они успешно справились с самостоятельной подготовкой уроков;
  • как планировать организацию и контролировать выполнение домашней работы.

А еще подробно рассмотрим, как задавать и проверять творческие и дифференцированные задания. И, конечно, уделим должное внимание нормативным основаниям организации домашней учебной работы.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Алгоритмы и памятки для учеников 643.2 КБ

  • Анкеты для родителей и учеников 637.9 КБ

  • Рекомендации для родителей 664.9 КБ

  • Родительское собрание 700 КБ

  • Шкала трудности учебных предметов 731.6 КБ

895
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее