Проявляйте должную осмотрительность!

Новых контрагентов надо проверять до сделки. Иначе есть риск оказаться в цепочке «серых и однодневок». Как проверить контрагента нигде в законе четко не сказано. Нам помогут советы налогового консультанта Алексея Петрова, автора вебинара про то, как проявить должную осмотрительность.

Налогоплательщики делятся на две большие группы:

  1. Те, кто сознательно работают с «чернухами», «ромашками», более привычное название — фирмы-«однодневки». Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т д. (письмо ФНС России от 11.02.2010 г. № 3-7-07/84).
  2. Те, кто неумышленно заполучил в контрагенты «однодневки». Такое возможно, если не проверять новых контрагентов до заключения сделки.

Эта статья будет полезна исключительно для второй категории налогоплательщиков. Вот с ними может приключиться следующая неприятная ситуация…

Запись вебинара «Антикризисная стратегия управления налогами» – поможет оценить риски компании, узнать о налоговом планировании и скорректировать работу с контрагентами.

История о том, кто должен проявить должную осмотрительность

Компания «А» наняла подрядчика «Б», не подозревая, что подрядчик является фирмой-«однодневкой», а «по научному» – контрагентом, не исполняющим свои налоговые обязательства. Позже у компании «А» возникли проблемы — налоговая инспекция при проверке признала необоснованными вычеты по НДС и неподтвержденными расходы по сделке с подрядчиком «Б». Компания «А» стала утверждать, что она белая и пушистая и в первый раз слышит, что директор того самого подрядчика «Б» является директором еще в 500 компаниях, и в принципе этот директор не живой… И таких примеров в судебной практике огромное множество.

Самое страшное, что при возникновении спора ни налоговый инспектор, ни судья не поверят на слово, что вы или ваш контрагент белые и пушистые. Это придется доказывать. А чтобы такой ситуации в принципе не возникло, думать о качестве контрагентов следует заранее. Всем.

Зачем вообще проверять контрагента?

Интересно, что не каждый налогоплательщик считает своим долгом проверить собственного контрагента. У некоторых могут возникать мысли: «Зачем это делать, главное, что я хороший, поэтому проблем не будет».

На практике, когда «однодневку» обнаруживают в цепочке контрагентов, проблемы возникают, в том числе, у белых и пушистых компаний. А еще у директора и главного бухгалтера.

Цитирую дословно вопрос одной из слушательниц вебинара про должную осмотрительность: «А как обезопасить себя, главного бухгалтера, если я шефу говорю, что мне не нравится контрагент, но он все равно подписывает с ними договор?». «К сожалению — никак, — отвечает Алексей Петров, — если вы отразите в налоговом учете этот договор, вы сознательно делаете запрещенные вещи. Да, и конструкция, содержащаяся в пункте 8 статьи 7 закона 402-ФЗ здесь не работает». Напомним, в этой норме закона о бухучете речь идет про то, что делать при разногласиях в отношении ведения бухучета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение учета.

Вот еще вопрос от участника вебинара: «Сейчас все документы и отчетность подписывает генеральный директор. Каким образом главный бухгалтер (бухгалтер) будет привлечен к уголовной ответственности?». На этот счет Алексей Петров ссылается на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления». Там говорится о том, что к субъектам преступления в случае чего могут привлечь и главбуха или того, кто за него.

Так что, как говорится, следите за собой, будьте осторожны. Заранее проявляйте должную осмотрительность.

Если возникли проблемы с контрагентами...

Ситуация из практики: вы выполнили работы, услуги.

Проблема: контрагент заявляет: «Что-то мне не нравится, платить не буду». Вы уже свои работы, услуги назад забрать не можете.

Совет-предупреждение: берите предоплату либо прописывайте в договоре поэтапную оплату. Этап отработал — деньги получил. Если контрагент заявляет, что у него кассовый разрыв, останавливайте работы и продолжайте работать, когда контрагент решит свои финансовые трудности и будет в состоянии оплатить ваш труд.

Запись вебинара «Антикризисная стратегия управления налогами» – поможет оценить риски компании, узнать о налоговом планировании и скорректировать работу с контрагентами.

2 866
🔔 Будьте в курсе с нашим телеграм‑чатом

Общайтесь с коллегами и задавайте вопросы по теме бухучета:
- новости и актуальные изменения
- анонсы бесплатных вебинаров и конференций