Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать доходы и расходы по мере оплаты (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Такая учетная политика именуется кассовым методом ведения бухучета. Этот метод тоже считается упрощенным. Однако методические разработки по нему отсутствуют. В чем причина и есть ли перспектива?
Баланс формируем по методу начисления
Обратимся к перечню объектов бухгалтерского учета. Это:
- активы, обязательства и капитал (элементы бухгалтерского баланса);
- доходы и расходы (элементы отчета о финансовых результатах).
В статье «Простая система бухучета… непроста!» мы пришли к выводу, что факты хозяйственной жизни — это особые объекты, формируемые из пяти вышеперечисленных. В целях ведения бухучета методом двойной записи факт объединяет такие объекты попарно (в этом суть корреспонденции счетов). А при простой записи факт возникает при изменении одного из этих объектов.
При двойной записи по методу начисления доходы порождают активы в виде дебиторской задолженности покупателей (ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90). Расходы у нас тоже ассоциируются с формированием активов — в частности, незавершенного производства (ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02, 10, 69, 70, …). Однако попытка увязать признание актива с его оплатой заводит в тупик. Это неудивительно, поскольку определение активов не связано с текущими денежными потоками, а принципиально опирается на будущие денежные потоки. Обязательства определяются через понятие активов. Ну а капитал — это разность активов и обязательств (пп. 7.2–7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).
В итоге баланс подлежит формированию исключительно по методу начисления. Лишь тогда он характеризует финансовое положение компании.
Система не только кассовая, но и простая
С упоминания о простой системе мы начали не случайно. Именно простая запись позволит совместить признание доходов по оплате и активов по начислению. В ней эти объекты признаются раздельно. А как быть с расходами?
Большинство бухгалтеров убеждено, что активы формируются и в связи с расходами. Но это наиглавнейшее заблуждение! Оно порождено непоследовательностью терминологии в ПБУ 10/99. Обратимся к пункту 2 данного стандарта. В нем указано, что расходы неизбежно приводят к уменьшению капитала. Этот признак расходов никак не вяжется со свойствами активов. В то же время пункт 6 ПБУ 10/99 однозначно описывает формирование актива.
На самом деле нужно различать расходы и затраты. Расходы — это элементы отчета о финансовых результатах. Затраты — это средства, формирующие активы. Подтверждение — в п. 8.6.3 Концепции. Он гласит: «Затраты признаются как расход отчетного периода, когда очевидно, что они не принесут будущих экономических выгод организации или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе». Термин «затраты» употребляется и в Инструкции по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
Иными словами, если компания контролирует затраты и они повлекут за собой приток денежных средств, то у нее возникает актив (на балансе). В противном случае затраты породят расход (в отчете о финансовых результатах). Как поясняет Игорь Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ: «Расход признается, когда организация осуществила затраты, но при этом не выполнены требования признания актива».
Итак, при кассовом методе списание с баланса активов порождает расходы в отчете о финансовых результатах лишь в том случае, если активы оплачены. Увязать эти факты посредством традиционной двойной записи проблематично. В простой системе названные факты учитываются порознь. Именно это нам и необходимо.
Вывод: бухучет кассовым методом мы ведем по простой системе.
Пример учета торговых операций по простой системе кассовым методом
Совет бухгалтерам
Компаниям на «упрощенке» целесообразно объединить регистры бухгалтерского и налогового учета. Во-первых, записи в них ведутся на основании одних и тех же первичных документов. А во-вторых, данные отчета о финансовых результатах и налоговой книги учета доходов и расходов могут различаться весьма незначительно. Комплексный регистр будет выглядеть так:
Первичные документы |
Бухгалтерский учетБухгалтерский баланс |
Отчет о финансовых результатах |
Налоговый учетКнига учета доходов и расходов |
||
--- | --- | --- | --- | Доходы | Расходы |
А | Б | 3п — 18п | 3п — 18п | 19н | 20н |
Вам понравился кассовый метод? Тогда за дело! Пересматривать учетную политику принято с начала года.