Изменения в 402‑ФЗ: на что обратить внимание бухгалтеру и руководителю

В закон о бухгалтерском учете внесены изменения. Из статьи вы узнаете о мнимых и притворных сделках, должен ли ИП вести бухучет, какие изменения по первичке и аудиторскому заключению

С 1 января 2014 года в закон о бухгалтерском учете внесен ряд изменений. В данной статье прокомментированы основные из них. Есть также актуальные поправки для компаний малого бизнеса.

Для начала рассмотрим изменения, внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ. Одно из важных изменений касается мнимых и притворных сделок.

Мнимые и притворные сделки

Посмотрим на часть 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ (далее — Закон 402-ФЗ), в которое внесено важное дополнение: «…не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок».

У вас может возникнуть вопрос: что же такое мнимые и притворные сделки? Понятие «мнимые и притворные сделки» для бухгалтерского учета достаточно новое. Но оно не новое, например, для Гражданского кодекса РФ.

Часть 2 статьи Закона 402-ФЗ изложена в другой редакции, где понятие мнимых и притворных сделок изложено так:

«Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей Закона № 402-ФЗ:

  • под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни);
  • под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).

Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание».

Соответственно, в документе федерального уровня четко закреплено, что нельзя проводить в учете неучтенные финансово-хозяйственные операции, нельзя делать записи в учете на основании подложных документов.

Первичные документы «из рук в руки»

Дополнена часть 3 статьи 9 Закона 402-ФЗ: «Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Обучение для бухгалтера
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе. Документ установленного образца
Расписание курсов

Из этой нормы делаем вывод: лицо, которое составляет первичный учетный документ, обязано передать его лицу, которое составляет на его основании проводки (например, бухгалтеру), не только своевременно, но и в достоверном виде.

Перейдем к изменению в части 3 статьи 10 Закона 402-ФЗ: «…не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета». Отсюда четко видна необходимость утвердить в учетной политике регистры бухгалтерского учета и рабочего плана счетов.

Если ваша компания обязана составлять аудиторское заключение…

А теперь остановимся на изменениях, которые касаются организаций, обязанных составлять аудиторское заключение при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Часть 10 статьи 13 Закона 402-ФЗ теперь изложена так: «В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением».

Обратите внимание: изменился срок, в течение которого компании должны предоставить в ИФНС экземпляр аудиторского заключения. Аудиторское заключение представляется вместе с отчетностью не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 2 ст. 18 Закона 402-ФЗ).

Должен ли ИП вести бухучет?

При вступлении в силу Закона № 402-ФЗ у индивидуальных предпринимателей возникали вопросы: обязаны ли они, согласно данному закону, вести бухгалтерский учет?

Ясность внес Федеральный закон от 02.11.2013 № 292-ФЗ. Из поправок следует, что ИП не должны вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если
«…в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности» (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

Напомню, отдельным компаниям разрешено вести бухгалтерский учет в упрощенном виде. Уточнены категории лиц, которые имеют такое право (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Среди них — субъекты малого предпринимательства.

Все субъекты малого предпринимательства независимо от системы налогообложения имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет.

2 857
🔔 Будьте в курсе с нашим телеграм‑чатом

Общайтесь с коллегами и задавайте вопросы по теме бухучета:
- новости и актуальные изменения
- анонсы бесплатных вебинаров и конференций