8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Планируемые изменения в 223-ФЗ в 2016 году. Характеру прибавится

Инна Стромова, эксперт, Контур.Школа, 2 февраля 2016

Грядет реформа 223-ФЗ – звучит нарочито громко, но так оно и есть. Планируют ввести типовые положения о закупках, установить перечень способов закупки для заказчиков по 223-ФЗ (долой «разброд и шатания» в положениях о закупке), создать реестр заказчиков и пр. Законопроект № 821534-6 отправлен на второе чтение.

Перед вами статья с обзором планируемых изменений в 223-ФЗ в 2016 году. Законопроект № 821534-6 прошел в Госдуме первое чтение. Ожидалось, что его примут до конца 2015 года. Но не случилось. В карточке проекта указано, что второе чтение «перенесено на неопределенный срок». Официальной, впрочем как и неофициальной информации о сроках рассмотрения и его приятия ГД нет.

В конце 2015 года в Школе электронных торгов состоялся вебинар «Обзор планируемых изменений по 223-ФЗ», его провел Станислав Грузин, заместитель директора департамента массового продвижения ОТС-tender. Эта статья подготовлена по материалам вебинара. Из нее вы узнаете о важных изменениях в 223-ФЗ, повторимся — планируемых.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Типовые положения о закупках с 2016 года

ФОИВы смогут утверждать типовые положения о закупках

В некоторых регионах сложилась такая практика: орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для своих подведомственных или работающих на его территории заказчиков утверждает типовые положения о закупках. Заказчики обязаны так или иначе по ним работать. Это уже сложившаяся форма отношений.

Многие заказчики, которые присоединяются к типовым положениям, негодуют: «Как так? В законе 223-ФЗ нет такой формы взаимодействия и работы по типовым положениям!».

И действительно, в ныне действующей редакции 223-ФЗ сказано, что положение о закупках разрабатывает и утверждает сам заказчик. Но раз уж в регионах сложилась такая «песня» про типовые положения, законодатель решил, что так тому и быть. Глас народа!

Вот на что обратите внимание:

  1. Право утверждать типовые положения будет только у федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Если законопроект № 821534-6 примут в такой редакции, эти нормы дадут законное основание и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации действовать в этом же русле: утверждать своими подзаконными актами типовые положения и обязывать заказчиков по ним работать.
  2. Перечень заказчиков, которые будут обязаны работать по типовым положениям, определит Правительство РФ в отдельном постановлении (пока не вышло, не ищите).

Типовые положения для холдингов

Холдинговая компания. В такой структуре есть головная материнская организация и подведомственные ей дочерние зависимые общества.

Встречается проблема, когда часть компаний холдинга работают по одним положениям, часть — по другим. В итоге нет системности в применении закупочных норм.

По законопроекту предполагается, что на уровне головной организации разработают единое типовое положение, и все подведомственные дочерние или внучатые компании к нему присоединятся. 

У дочернего общества (условно) не будет выбора и возможности отказаться и не присоединяться к «общаку» либо не соблюдать требования шаблонных форм и документов. Все редакции типовых положений будут автоматически распространяться на подведомственные компании.

Перечень способов закупки в 223-ФЗ  

Онлайн-курс Закупки по 223-ФЗ: для поставщиков и заказчиков в Школе электронных торгов.

Практика применения 223-ФЗ показала, что отсутствие нормативно урегулированных способов закупки и порядка, по которому они бы проводились, приводит к проблемам для участников процедур.

Например, поставщик участвует в запросе котировок у одного заказчика — здесь свой порядок и регламент проведения. Потом поставщик сталкивается с этой процедурой у другого заказчика — а здесь порядок и регламент совершенно иной. Заказчики так и норовят, так и норовят установить правила «под себя».

Возникают проблемы из-за того, что нет четких процедур и сроков закупки по 223-ФЗ:

  • процедуры закупки у разных заказчиков по 223-ФЗ, словно самостоятельные законы. Поставщику приходится под каждого подстраиваться;
  • заказчики (некоторые заказчики) злоупотребляют своим правом регламентировать процедуры и сроки. В итоге: ограничение конкуренции участников, несостоявшиеся закупки и т.д. и т.п.

Согласно Законопроекту № 821534-6 в 223-ФЗ будет три способа закупки.

Три способа закупки по 223-ФЗ

Перед вами классическая, за некоторыми исключениями, триада для 223-ФЗ:

  1. Конкурентные способы: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. А вот запрос цен, который применяется сегодня по 223-ФЗ, после принятия законопроекта должен будет юридически называться запрос котировок. В 223-ФЗ будут прописаны определения четырех конкурентных способов закупки, чтобы каждый заказчик знал и понимал, что это за способы. В законе прямо будет прописано: «Аукцион — это…», «Конкурс — это...» и пр.
  2. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Хорошая новость для заказчика — законодатель не конкретизировал случаи и основания, когда заказчик может применять этот способ закупки (остается на усмотрение заказчика).
  3. Иные способы закупки — заказчики смогут проводить только, если начальная максимальная цена (НМЦ) договора превысит размер, установленный Правительством РФ (в настоящее время такой размер не установлен, ожидаемый — 200 млн. рублей).

Запись вебинара «Закупки по 223-ФЗ»: про способы закупок, в том числе в электронной форме, аккредитацию и пр. Актуально для заказчиков и поставщиков.

Минимальные сроки приема заявок на участие в закупках:

  • для конкурса – 15 дней;
  • для аукциона – 10 дней;
  • для запроса котировок – 4 рабочих дня;
  • для запроса предложений – 5 дней.

Это важное изменение для поставщиков. Заказчики не смогут прописать слишком маленькие сроки (2-3 дня), ограничив участие некоторых поставщиков.

Форма подачи заявки

Законодатель желает сократить бумажные процедуры, усложняя их формат. Будет так.

Форма подачи заявок на участие в конкурентной процедуре — письменная форма в запечатанном конверте или в форме электронного документа (если такую форму подачи заявки допускает документация о конкурентной закупке). Отдельные уполномоченные заказчиком лица будут хранить конверты, как зеницу ока, а открытые заявки без запечатанного конверта канут в лету.

Ноу-хау: публичная процедура вскрытия конвертов с заявками

Вводится обязанность публично вскрывать заявки при конкурентной закупки не в электронной форме (это бумажная). Участники закупки получат право присутствовать на процедуре вскрытия. А что заказчик? А он включает диктофон и готовится «обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурентной закупке и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурентной закупке». Одним словом — фиксирует. А потом хранит аудиозапись. Три года.

Введут обязанность хранить документы, связанные с проведением закупки, в течение трех лет. Установят требования к протоколам. А еще можно будет не размещать в ЕИС сведений о закупке у единственного поставщика.

Закупки по 223-ФЗ в электронном виде

Сейчас в законе нет понятия «электронная форма закупки». Каждый заказчик по 223-ФЗ сам решает, будет у него электронная форма с использованием функционала электронной торговой площадки либо с использованием документооборота в электронной форме. Самое главное, чтобы все заявки участников были подписаны электронной подписью.

В Закон № 223-ФЗ вводится понятие «закупка в электронной форме» — теперь только с использованием функционала электронной торговой площадки.  

Рекомендуем вебинар в Школе электронных торгов «Закупки в электронном виде по 223-ФЗ» и статью «Электронные закупки по 223-ФЗ с 2017 года: реальность и изменения»

Реестр заказчиков по 223-ФЗ

Провели мониторинг информации на официальном сайте, а там непорядок — недостоверная информация о заказчиках. Реестр заказчиков будет вести федеральное казначейство, чтобы было все правильно.

Обращение к заказчикам: новые правила повлияют на ваши положения о закупках. Законодатель разрешил «поколдовать» над положениями до 1 марта 2016 года. Но лучше внести изменения, как только примут поправки в 223-ФЗ (повторимся, до конца 2015 года изменения не приняли, ожидаем...).

Обращение к поставщикам: изучайте новые нормы, чтобы знать свои новые права. И не пропустить появление новых обязанностей.

Обратите внимание: с 2016 года есть изменения в 223-ФЗ, которые уже вступили в силу, только внесены иными нормативно-правовыми актами (относительно закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, реестров договоров по 223-ФЗ, ОКПД 2, ОКВЭД 2). Этой теме посвящен вебинар «Обзор изменений по 223-ФЗ с 1 января 2016 года». 

Также рекомендуем запись вебинара Изменения в Контрактной системе. Обзор за II квартал 2016 года.

    2486 просмотров

Материалы по теме

Бесплатно для УЦ
Бесплатно для УЦ

Бесплатно для владельцев ЭП 2.0

Владельцам сертификатов электронной подписи 2.0 для закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ от СКБ Контур доступен базовый набор обучения от Школы электронных торгов.

В течение всего срока обслуживания — смотрите записи, задавайте вопросы экспертам и проверяйте знания.

Для доступа к вебинарам авторизуйтесь на сайте по сертификату ЭП 2.0

Бируля О. А.
2 комментария Написать свой
Спасибо за подробные комментарии, здоровья, успехов и счастья Вам, уважаемые сотрудники Контур. Школы.
Спасибо) Очень рекомендуем обзор изменений за I квартал 2016 года по 223-ФЗ - https://school.kontur.ru/video/496 - это запись вебинара, в анонсе указано, что изменилось. Также рекомендуем новые статьи:
https://school.kontur.ru/publications/416 - закупки по 223-ФЗ у СМП
https://school.kontur.ru/publications/402 - Реестр договоров по 223-ФЗ. Изменения с 2016 года
Спасибо за ваше мнение!