Эта статья поможет вам найти верный ответ на основе собственного профессионального суждения, минуя смешение понятий в законе
Прежде чем определиться с затратами — активы это или расходы, остановимся на понятии «профессиональное суждение». Не думайте, что это новое требование и предъявляется оно исключительно к бухгалтерам в связи с внедрением МСФО.
Профессиональные суждения — основа работы экспертов самых разных отраслей, в том числе аудиторов, оценщиков, врачей. Они применяются для решения профессиональных проблем, напрямую не описанных в ведомственных инструкциях. Подразумевается, что эксперт способен аргументировать свою позицию.
Профессиональное суждение бухгалтера
В бухгалтерском учете профессиональные суждения востребованы при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни (п. 2.5 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобр. Приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).
В этой формулировке начнем с термина «факты хозяйственной жизни». Представляете ли вы, что это такое? На этот вопрос многие из вас сразу же ответят утвердительно. А можете ли вы пояснить, что же такое этот самый факт? Интересно, что вразумительного ответа не дал даже законодатель...
Появилось официальное определение профессионального суждения в области МСФО. Это профессиональное мнение ответственного лица организации, формирующееся на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках организации в соответствии с МСФО (п. 1.4 Методических рекомендаций, направл. Письмом Банка России от 06.12.2013 № 234-Т).
Данное определение не является далеким от жизни, поскольку российские стандарты бухучета неуклонно приближаются к международным.
Профессиональные суждения востребованы в налоговом учете. Но это другая отрасль законодательства. Основой для выводов в ней являются правила налогообложения.
Объекты бухгалтерского учета
Любой отраслевой закон дает определения используемым в нем специальным понятиям и терминам. Вне всякого сомнения объекты бухгалтерского учета — специальные понятия отрасли. Но из всех объектов Федеральный закон «О бухгалтерском учете» дает определение одному лишь факту хозяйственной жизни. Но и оно не удовлетворит вдумчивого читателя, поскольку из Закона не ясно, чем именно определяется финансовое положение организации и как определить финансовый результат ее деятельности.
Сама по себе ситуация беспрецедентная. Источником определений у нас выступает ненормативный документ — Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). Сегодня это настольный документ профессионального бухгалтера.
Впрочем, в ближайшее время ожидается принятие нового нормативного правового акта — Концептуальных основ финансовой отчетности — он содержит определения активов, обязательств, доходов расходов и капитала (в сфере МСФО). Но разительных отступлений от Концепции в нем мы не обнаружим.
Из взаимосвязи норм можно прийти к выводу, что факт хозяйственной жизни не является самостоятельным объектом бухгалтерского учета. Он содержит один или несколько других объектов, возникающих или изменяющихся в результате сделок, событий, операций.
Итак, «базовыми» объектами являются активы, обязательства, доходы, расходы и капитал. Первичные учетные документы составляются на факты хозяйственной жизни. На основании «первички» мы делаем записи на счетах и в регистрах бухгалтерского учета. Это записи о базовых объектах, притом в денежном измерении.
То есть в конечном счете речь идет о деньгах. Главным предметом нашего внимания выступают денежные потоки — их притоки и оттоки, прошлые или будущие. Деньги — универсальное хозяйственное средство.
Концепция именует активы, обязательства, доходы, расходы и капитал элементами бухгалтерской отчетности. Отсюда можно сделать вывод, что соотношение этих объектов определяет финансовое положение компании и результаты ее финансовой деятельности.
Затраты хозяйственных средств
Проблемой наших ПБУ является смешение терминов «затраты» и «расходы». Фактически они употребляются как синонимы. Между тем второй из терминов обозначает объект бухгалтерского учета, названный в Законе. А затраты — операционное понятие, характеризующее вложения хозяйственных средств. То есть затраты и расходы — понятия, далеко не равноценные по статусу.
Пора определяться: расходы — это элемент отчета о финансовых результатах. Еще один элемент данной отчетной формы — доходы. Причем расходы увязаны с доходами принципом соответствия (п. 19 ПБУ 10/99). А вот затраты всегда свидетельствуют о вложении хозяйственных средств. Затраты — это еще не расходы.
Если компания понесла затраты, то их результатом могут стать не только расходы, но и активы.
Расходы могут возникать и в результате уменьшения активов, но необязательно. «Почувствовать разницу» между затратами и расходами помогут элементарные примеры.
Соотношение затрат и расходов
Затраты подразумевают вложения хозяйственных средств |
Расходы — элемент отчета о финансовых результатах |
---|---|
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 – признаны затраты на аренду офиса |
ДЕБЕТ 90, 91 КРЕДИТ 26 – признаны управленческие расходы |
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02, 10, 70, 69 – признаны затраты на производство продукции ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20 – выявлены затраты на готовую продукцию |
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43 |
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60 – признаны затраты на выполнение работ подрядным способом |
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 20 – признаны расходы при передаче заказчику результата работ |
– | ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76 – признаны расходы по штрафам и претензиям |
– | ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 62 – признаны расходы при списании дебиторской задолженности ввиду невозможности ее взыскания |
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – признаны затраты капитального характера |
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 08 – признаны расходы в связи с бесперспективностью вложений |
Условия признания расходов установлены в пункте 16 ПБУ 10/99. Но в равной степени это критерии признания затрат. Затраты могут напрямую порождать как активы, признаваемые в балансе, так и расходы, признаваемые в отчете о финансовых результатах.
В качестве «домашнего задания» откройте Концепцию (пп. 7.2 и 7.2.1).
Активы — это затраты, влекущие определенные экономические последствия (бесспорно, активами являются еще и деньги, но это особая категория). Ключевой для нас момент — в пункте 8.6.3 Концепции. Он гласит: «Затраты признаются как расход отчетного периода, когда очевидно, что они не принесут будущих экономических выгод организации или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе».