8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Затраты: активы или расходы? Введение в МСФО

Елена Диркова, директор ООО «Инкубатор для бухгалтера», 3 марта 2015

Эта статья поможет вам найти верный ответ на основе собственного профессионального суждения, минуя смешение понятий в законе.

Прежде чем определиться с затратами — активы это или расходы — остановимся на понятии «профессиональное суждение». Не думайте, что это новое требование и предъявляется оно исключительно к бухгалтерам в связи с внедрением МСФО.

Профессиональные суждения — основа работы экспертов самых разных отраслей, в том числе аудиторов, оценщиков, врачей. Оно применяется для решения профессиональных проблем, напрямую не описанных в ведомственных инструкциях. Подразумевается, что эксперт способен аргументировать свою позицию.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Профессиональное суждение бухгалтера

В бухгалтерском учете профессиональные суждения востребованы при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни  (п. 2.5 Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобр. приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180).

В этой формулировке начнем с термина «факты хозяйственной жизни». Представляете ли вы, что это такое? На этот вопрос многие из вас сразу же ответят утвердительно. А можете ли вы пояснить, что же такое этот самый факт? Интересно, что вразумительного ответа не дал даже законодатель...

Появилось официальное определение профессионального суждения в области МСФО. Это профессиональное мнение ответственного лица организации, формирующееся на базе объективной интерпретации имеющейся информации о конкретных операциях и сделках организации в соответствии с МСФО (п. 1.4 Методических рекомендаций, направл. письмом Банка России от 06.12.2013 № 234-Т).

Данное определение не является «далеким от жизни», поскольку российские стандарты бухучета неуклонно приближаются к международным.

Профессиональные суждения востребованы в налоговом учете. Но это другая отрасль законодательства. Основой для выводов в ней являются правила налогообложения.

Объекты бухгалтерского учета

Любой отраслевой закон дает определения используемым в нем специальным понятиям и терминам. Вне всякого сомнения, объекты бухгалтерского учета — специальные понятия отрасли. Но из всех объектов Федеральный закон «О бухгалтерском учете» дает определение одному лишь факту хозяйственной жизни. Но и оно не удовлетворит вдумчивого читателя, поскольку из Закона неясно, чем именно определяется финансовое положение организации и как определить финансовый результат ее деятельности.

Сама по себе ситуация беспрецедентная. Источником определений у нас выступает ненормативный документ — Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). Сегодня это настольный документ профессионального бухгалтера.

Впрочем, в ближайшее время ожидается принятие нового нормативного правового акта — Концептуальных основ финансовой отчетности — он будет содержит определения активов, обязательств, доходов расходов и капитала (в сфере МСФО). Но разительных отступлений от Концепции в нем мы не обнаружим.

Из взаимосвязи норм можно прийти к выводу, что факт хозяйственной жизни не является самостоятельным объектом бухгалтерского учета. Он содержит один или несколько других объектов, возникающих или изменяющихся в результате сделок, событий, операций.

Итак, «базовыми» объектами являются активы, обязательства, доходы, расходы и капитал. Первичные учетные документы составляются на факты хозяйственной жизни. На основании «первички» мы делаем записи на счетах и в регистрах бухгалтерского учета. Это записи о базовых объектах, притом в денежном измерении.

То есть в конечном счете речь идет о деньгах. Главным предметом нашего внимания выступают денежные потоки — их притоки и оттоки, прошлые или будущие. Деньги — универсальное хозяйственное средство.

Концепция именует активы, обязательства, доходы, расходы и капитал элементами бухгалтерской отчетности. Отсюда можно сделать вывод, что соотношение этих объектов определяет финансовое положение компании и результаты ее финансовой деятельности.

Затраты хозяйственных средств

Проблемой наших ПБУ является смешение терминов «затраты» и «расходы». Фактически они употребляются как синонимы. Между тем второй из терминов обозначает объект бухгалтерского учета, названный в Законе. А затраты — операционное понятие, характеризующее вложения хозяйственных средств. То есть затраты и расходы — понятия,  далеко не равноценные по статусу.

Пора определяться: расходы — это элемент отчета о финансовых результатах. Еще один элемент данной отчетной формы — доходы. Причем расходы увязаны с доходами принципом соответствия (п. 19 ПБУ 10/99). А вот затраты всегда свидетельствуют о вложении хозяйственных средств. Затраты — это еще не расходы.

Если компания понесла затраты, то их результатом могут стать не только расходы, но и активы.

Расходы могут возникать и в результате уменьшения активов, но необязательно. «Почувствовать разницу» между затратами и расходами помогут элементарные примеры.

Соотношение затрат и расходов

Затраты — подразумевают вложения хозяйственных средств

Расходы — элемент отчета о финансовых результатах

ДЕБЕТ 26    КРЕДИТ 76   
– признаны затраты на аренду офиса
ДЕБЕТ 90, 91    КРЕДИТ 26
– признаны управленческие расходы
 
ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 02, 10, 70, 69
– признаны затраты на производствопродукции;
ДЕБЕТ 43    КРЕДИТ 20
– выявлены затраты на готовую продукцию

ДЕБЕТ 90    КРЕДИТ 43
– признаны расходы в связи с продажей продукции

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 60
– признаны затраты на выполнение работ подрядным способом
ДЕБЕТ 90    КРЕДИТ 20
– признаны расходы при передаче заказчику результата работ
 
ДЕБЕТ 91    КРЕДИТ 76
– признаны расходы по штрафам и претензиям
ДЕБЕТ 91    КРЕДИТ 62
– признаны расходы при списании дебиторской задолженности ввиду невозможности ее взыскания
ДЕБЕТ 08    КРЕДИТ 60
– признаны затраты капитального характера
ДЕБЕТ 91    КРЕДИТ 08
– признаны расходы в связи с бесперспективностью вложений

Условия признания расходов установлены в пункте 16 ПБУ 10/99. Но в равной степени это критерии признания затрат. Затраты могут напрямую порождать как активы, признаваемые в балансе, так и расходы, признаваемые в отчете о финансовых результатах.

В качестве «домашнего задания» откройте Концепцию (п.п. 7.2 и 7.2.1).

Активы — это затраты, влекущие определенные экономические последствия (бесспорно, активами являются еще и деньги, но это особая категория). Ключевой для нас момент — в пункте 8.6.3 Концепции. Он гласит: «Затраты признаются как расход отчетного периода, когда очевидно, что они не принесут будущих экономических выгод организации или когда будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе».

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    521 просмотр
Расчет зарплаты. Все виды выплат, сверхурочные, работа в выходной день, ночные, командировки, пособия. 32 практических задачи, особые ситуации. Удостоверение о повышении квалификации 72 ак.часа
Программа курса

Материалы по теме

Бесплатно для Экстерна
Бесплатно для Экстерна

Каждый месяц для абонентов Контур.Экстерн доступно два новых вебинара.
Участвуйте и оставайтесь в курсе изменений в законодательстве и бухгалтерской практике

Для доступа к вебинару авторизуйтесь на сайте по сертификату абонента Контур.Экстерн

Татаров К. Ю.
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!