Разберем форму подачи заявки на участие в закупке, обязательные сведения участника и сроки
Закон позволяет заказчику устанавливать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению в извещении о закупке (п.3 ч.2 ст.42 Закона № 44-ФЗ). При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Означает ли это, что каждый поставщик может придумать свою форму заявки?
Форма заявки на участие и рекомендации заказчика
Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие или рекомендации по ее оформлению.
Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных заявок, и позволит избежать досадных недоразумений.
Форма подачи заявки может быть произвольной
Для участия в закупочных процедурах в электронной форме участник должен подавать заявку только в виде электронного документа. Состав заявки зависит от способа процедуры, при помощи которого проводится закупка.
В состав документации заказчика должна быть включена инструкция по заполнению заявки на участие в закупочной процедуре. Эта инструкция, конечно, не имеет силы закона, но на практике ее лучше придерживаться, чем игнорировать.
Чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявки, при ее заполнении следует:
- использовать общепринятые обозначения и наименования;
- избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование;
- уделить особое внимание в части предоставления всех документов, которые требуются в составе заявки.
Четыре обязательные группы документов в заявке участника
При составлении заявки участник должен обязательно указать следующие сведения:
- Информацию и документы об участнике закупки (наименование, ИНН, адрес и тп).
- Предложение участника закупки в отношении объекта закупки (характеристики поставляемого товара, страна происхождения и т.п.).
- Предложение о цене, предлагаемой участником.
- Информация и документы о соответствии требованиям национального режима.
Особое внимание обратите на описание характеристик товара, если вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик. И ваш товар должен полностью им соответствовать. Варианты «но ведь отличается совсем чуть-чуть» в госзакупках не проходят.
Также нужно указывать и другие характеристики товаров, если заказчик их устанавливает в документации, ведь по ним он будет определять соответствие заявки участника требованиям.
Необходимые документы участника
В заявке на участие в закупочной процедуре обязательно указывается информация об участнике закупки, например (ст.43 44-ФЗ):
- полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица/ФИО физического лица/ИП;
- ФИО, ИНН и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
- ИНН (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа;
- адрес юридического лица/ место жительства физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве ИП, адрес электронной почты, номер контактного телефона;
- копия документа, удостоверяющего личность участника закупки — физического лица;
- ИНН юридического лица/ физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве ИП;
- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- декларация о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
- декларация о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной ч.2 ст.29 44-ФЗ (если участник закупки является такой организацией);
- декларация о принадлежности участника закупки к СОНО в случае установления преимущества, предусмотренного ч. 3 ст. 30 44-ФЗ.
Обратите внимание, что вышеперечисленные документы и информация не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Они направляются заказчику оператором электронной площадки при помощи информационного взаимодействия с ЕИС.
- Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ.
- Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.
Эти две категории документов тоже направляются заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Поэтому участник должен заблаговременно их туда направить.
- Решение об одобрении крупной сделки, если заключение контракта на поставку товара/выполнение работы/оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
- Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 3 — 5, 7 — 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
- Реквизиты счета участника закупки.
Вышеназванные документы предоставляются участником самостоятельно в составе заявки.
Только не надо думать, что декларация — это ваше сочинение на свободную тему. Все, что вы там напишете, должно соответствовать действительности. Плата за фантазии — упущенный контракт, а в худшем случае — РНП и финансовые потери.
Заявка на участие: уложиться в срок!
При подаче заявки на участие в выбранной закупочной процедуре важно соблюдать установленные сроки. Для разных способов закупки сроки подачи заявок могут отличаться. А кроме того, сроки могут быть изменены в отдельных случаях, регламентированных законодательством.
Если заказчик внес изменения в документацию, нужно успеть проверить соответствие своей заявки новым требованиям. А при необходимости — отозвать заявку и подать новую. На все эти действия участнику отводится совсем немного времени, даже с учетом измененного срока подачи заявок.
Помимо непосредственного срока, отведенного для подачи заявки, участник должен учитывать и фактические затраты времени на подготовку документов для участия в выбранной закупочной процедуре.
А если закупка предполагает внесение обеспечения заявки — нужно заранее позаботиться о том, чтобы необходимая сумма вовремя была предоставлена на специальный счет или обеспечение было оформлено в виде независимой гарантии.
Планирование участия в госзакупках должно начинаться задолго до того, как состоится сама закупочная процедура. Именно грамотное планирование и ответственный подход к заполнению документов позволят вам заключать выгодные государственные и муниципальные контракты.