8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Порядок ведения кассовых операций с 2014 года и правила наличных расчетов

Елена Диркова, директор ООО «Инкубатор для бухгалтера», 6 июля 2014

В этой статье собраны ответы на вопросы о порядке ведения кассовых операций и кассовой дисциплине с 01.06.2014, и организации наличных расчетов. Больше всего вопросов вы задаете о том, надо ли открывать новую кассовую книгу с 1 июня и нужно ли пересчитать лимит. С этих вопросов и начнем.

– Нужно ли открыть новую кассу с 01 июня? Нужно ли пересчитать лимит с 01 июня?

– Начинать новую кассовую книгу с 1 июня 2014 года не обязательно, можно продолжать вести имеющуюся. Форма кассовой книги не изменилась.

Если у вас малое предприятие, то с 1 июня 2014 года руководитель может либо полностью отменить лимит, либо установить его, не прибегая к специальному расчету, по собственному усмотрению (например, исходя из соображений безопасности). Если организация не является субъектом малого предпринимательства, то выбор способов расчета у вас расширился.

Раньше рассчитывать лимит исходя из объема выдач могли лишь организации, не имеющие наличной выручки. Теперь каждой организации доступен любой из способов, предусмотренных в приложении к Указанию 3210-У.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Можно ли продолжить вести кассовую книгу начатую с начала года после 01 июня 2014 года или начать новую?

– Если вы будете продолжать ведение кассовой книги, начатой до 1 июня 2014 года, никакого нарушения вы не допустите.

– Мы являемся ООО на общей системе налогообложения, теперь нам не надо устанавливать лимит остатка кассы?

– Система налогообложения на порядок ведения кассовых операций не влияет. Лимит кассы могут не устанавливать малые предприятия. Их критерии установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

– Нужна ли отдельная нумерация РКО и ПКО в ОП? И еще мы не устанавливали лимит наличных средств для ОП. Был установлен лимит по кассе в целом. Такого раньше не требовалось. Значит теперь надо?

– Никаких требований к нумерации кассовых ордеров Указание 3210-У не предъявляет, в том числе в обособленном подразделении. Этот вопрос юридическое лицо решает по своему усмотрению. Обособленное подразделение подразумевает наличие отдельной кассы. В ней можно хранить деньги в пределах лимита, установленного подразделению юридическим лицом.

Если подразделению предписано сдавать сверхлимитные деньги в банк, то лимит рассчитывается подразделению одним из способов, предусмотренных в приложении к Указанию 3210-У. Если же подразделение обязано сдавать деньги в центральную кассу, то лимит рассчитывается по юрлицу в целом и распределяется между подразделениями исходя из особенностей их деятельности (абз. 4 и 5 п. 2 Указания 3210-У).

– Можно ли выплачивать арендную плату из кассы организации, если арендодатель является физическим лицом и одновременно директором предприятия?

– Арендную плату вы выплачиваете по договору гражданско-правового характера, а то обстоятельство, что арендатор состоит с компанией в трудовых отношениях, роли не играет. Наличные деньги для этой цели нужно снять с банковского счета. Использовать иные источники наличности (выручку, займы и пр.) запрещает п. 4 Указания 3073-У.

– Возможно ли после оприходования наличных средств в кассу в качестве займа от учредителя, использовать из на выдачу з/платы работникам?

– Да, возможно. Никаких ограничений для такой операции Указание 3073-У не устанавливает.

– У индвидуального предпринимателя ККТ, все операции по приему выручки производятся ПКО, выдается под отчет по РКО, До какого времени можно пользоваться старыми унифицированными формами по кассе (ПКО, РКО и т д.)?

– В окончательный вариант Указания 3210-У Банк России новые формы кассовой документации не включил. В официально опубликованном тексте Указания 3210-У образцов форм вы не обнаружите. Поэтому продолжайте пользоваться формами кассовых ордеров, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

– Обязано ли вести кассу садоводческое некоммерческое товарищество?

– Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – это юридическое лицо, не являющееся потребительским кооперативом (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Следовательно, субъектом малого предпринимательства СНТ не считается (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Так что СНТ должно соблюдать Указание 32010-У в полном объеме, без каких бы то ни было упрощений.

– В видеолекции Елена Диркова упомянула, что подотчетным лицом теперь может являться и лицо, работающее по договору ГПХ. В новом порядке я такого не могу найти. Можно указать № пп, где это сказано. Заранее спасибо.

– Пункт 5 Указания 3210-У начинается так: «Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее — работник)…». Тем самым во всем нижеследующем тексте Указания 3210-У понятие «работник» применяется в этом расширенном понимании. В том числе — в пункте 6.3, который гласит: «Для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее — подотчетное лицо)…»

– Может ли малое предприятие (субъект малого предпринимательства) оплатить за аренду из выручки предприятия?

– Из наличной выручки — нет. На это есть прямой запрет в п. 4 Указания 3073-У. Никаких исключений из данного правила Банк России не предусмотрел.

Рекомендуем практикум-интенсив Кассовые операции. Наличные расчеты и применение ККТ.

    320 просмотров
Курс повышения квалификации для бухгалтеров. 6 онлайн-уроков, 16 практических задач, удостоверение о повышении квалификации

Материалы по теме

2 комментария Написать свой
Здравствуйте, у нас МП и как только я устроилась на работу 01.01.15, я издала париказ. "На осн. абз. 10 п. 2 указания.....
1. Не производить расчет лимита остатка денежных средств в кассе
2. Установить лимит 100000 руб.
3. Ответственной ......
Спустя почти 1,5 года очень засомневалась в правильности приказа.
Сейчас уже я понимаю по другому, читая Указ
- или устанавливать лимит ( то с расчетом)
- или вообще отменять.
Но прочитав статью сегодня 16.05.16 Елены Дирковой от 06.07.2014 я увидела, наконец долгожданные слова "Если у вас малое предприятие, то с 1 июня 2014 года руководитель может либо полностью отменить лимит, либо установить его, не прибегая к специальному расчету, по собственному усмотрению (например, исходя из соображений безопасности"
Значит приказ мой от 01.01.15 тоже верный и не надо переделывать?
Подскажите пож. - замучилась я. Оставить тот приказ или переделать - это же и переподписывать, объяснять почему я с первого раза не правильно издала приказ.
Татьяна, малые предприятия могут не соблюдать лимит остатка наличности в кассе с 01.06.2014 г. Соответственно, компании малого бизнеса сами решают соблюдать лимит или нет. Если приказ о создании лимита есть, то в кассе можно хранить денежные средства только в пределах указанного лимита. Если же малое предприятие принимает решение об отказе от соблюдения лимита, оформив это приказом, то с даты, указанной в приказе, от соблюдения лимита можно отказаться. Соответственно, на сегодняшний день соблюдение лимита остатка наличности в кассе для компаний малого бизнеса является правом, а не обязанностью. Но, если лимит остатка наличности компании малого бизнеса решают соблюдать, то, на мой взгляд, определить лимит следует расчетным путем. Порядок расчета лимита приведен в Указании ЦБ РФ №3210-У.
Спасибо за ваше мнение!