Бюджетный учет: как отразить расходы на внедрение профстандартов

Первого июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015. Документ выдвигает требования к квалификации некоторых категорий работников. Полностью перейти на профстандарты учреждения должны до 2020 года, однако уже сейчас стоит спланировать основные этапы и предусмотреть расходы на их реализацию.

Должен ли платить работодатель за обучение работников

Работодатель обязан отслеживать уровень квалификации работника (п. 3 ст. 195 ТК РФ) при приеме на работу. Кроме того, Трудовой кодекс РФ предусматривает права и обязанности работодателя в части профессионального обучения своих сотрудников, если это необходимо им для выполнения трудовых функций (ст. 196 ТК РФ).

Требования к квалификации законодательно установлены для:

  • государственных гражданских и муниципальных служащих;
  • медиков и фармацевтов;
  • педагогов;
  • специалистов в сфере госзакупок;
  • главных бухгалтеров и бухгалтеров.

Если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, работодатель обязан контролировать соответствие им нанимаемых работников.

Формально для уже работающих сотрудников обучение не обязательно, вопрос решает сам работодатель. Кроме того, это касается далеко не всех должностей. В отраслевых законодательных актах четко указаны обязанность некоторых сотрудников соответствовать стандартам и обязанность работодателя — контролировать это, а значит, проводить аттестацию по тем должностям, для которых разработаны профстандарты. Если руководитель не хочет увольнять сотрудников по результатам аттестации, он может направить их на обучение, причем не только по вышеозначенным должностям. Если обучение оплачивает работодатель, то сотрудник не вправе отказаться от него.

Возможна ситуация, когда работник не желает повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать требованиям профстандартов. Расстаться с таким сотрудником можно на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ «Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации», но делать это следует, только имея на руках результаты его аттестации.

Бухучет расходов на обучение

Внедрение профстандартов в учреждении предполагает определенный объем работ, а значит, неизбежно возникнут расходы. И прежде всего на оплату курсов повышения квалификации персонала или программы переподготовки.

Если коммерческим организациям рынок предлагает большой выбор образовательных ресурсов, то госсектор не может похвастаться разнообразием курсов. Выбирая ту или иную программу, обратите внимание на количество академических часов: например, для бухгалтера должно быть не менее 120 часов, для главного бухгалтера — не менее 250. Важный критерий — наличие у образовательной организации лицензии, на основании которой слушателям будет выдан диплом о профессиональной переподготовке/сертификат о прохождении курса. Полезным будет наличие удаленного доступа к личному кабинету с записями уроков и последующая поддержка экспертов.

Чаще всего казенные учреждения оплачивают обучение своих сотрудников на основе лимитов бюджетных обязательств, которые выделяются конкретно на эти цели, а бюджетные и автономные учреждения — из субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Не исключается, более того приветствуется, в качестве источника финансирования использовать собственные доходы от платных услуг.

Чтобы подтвердить расходы, необходимо собрать пакет документов (Письмо Минфина России от 28.02.2007 № 03-03-06/1/137), в который входят:

  • приказ работодателя о направлении сотрудника на обучение;
  • договор с выбранным образовательным учреждением (институтом повышения квалификации, центром переподготовки и пр.);
  • программа образовательного центра по выбранному профилю с уточнением общего количества учебных часов;
  • диплом, сертификат или иной документ, свидетельствующий, что сотрудник прослушал учебный курс, прошел необходимую аттестацию по окончании обучения;
  • акт об оказании платных образовательных услуг.

Комплект документов нужно хранить до окончания периода обучения и в последующем в течение четырех лет.

Деньги, потраченные на профессиональную подготовку персонала, следует относить на КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации № 65н).

Пример. Руководство ГБУЗ «Региональная Закамская больница» направило главного бухгалтера и 4 бухгалтеров на переподготовку в Институт повышения квалификации. Стоимость переобучения пяти сотрудников больницы составила 91 800 рублей. Сначала по договору учебному заведению был перечислен аванс в размере 30%, после подписания акта выполненных услуг переведены оставшиеся 70%.

Бухгалтерские записи по данным операциям выглядят так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислена плата за переподготовку пяти сотрудников 4 206 26 560 4 201 11 610 27 540
Оказаны услуги по переподготовке пяти сотрудников 4 109 60 226 4 302 26 730 91 800
Произведен зачет аванса 4 302 26 830 4 206 26 660 27 540
Произведена полная оплата договора за переподготовку пяти сотрудников 4 302 26 830 4 201 11 610 64 260

Конечно, кроме расходов на собственно обучение могут возникнуть и сопутствующие траты, например, на методические пособия, подписку на бумажные и электронные издания и многое другое, без чего невозможно представить себе образовательный процесс. В этом случае следует опираться на инструкции по бухгалтерскому учету, соответствующие типу организации: для казенных учреждений — Инструкция № 162н от 06.12.2010, для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010, для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.

Отразить сопутствующие траты в бухгалтерском учете помогут следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит
Приобретены методические пособия для переподготовки сотрудников X 105 36 340 X 302 34 730
Списаны методические пособия для переподготовки сотрудников X 401 20 272
или X 109 XX 272
X 105 36 440

Налоговый учет затрат на обучение

Поскольку деньги на обучение сотрудников для соответствия профстандартам учреждение может выделить из доходов от коммерческой деятельности, то эти расходы следует рассматривать и в рамках налогового учета.

Подпункт 23 п. 1 ст. 264 НК РФ относит эти средства к прочим расходам, связанным с производством и/или реализацией. Разъяснения о порядке учета дает п. 3 ст. 264 НК РФ.

Включая в расчет налоговой базы деньги, потраченные на профессиональное образование сотрудников, следует обратить внимание на несколько моментов:

  • договор на образовательные услуги можно заключать только с лицензированным учебным заведением;
  • учреждение оплачивает профессиональную подготовку сотруднику, с которым либо уже заключен трудовой договор, либо с потенциальным работником, который будет трудоустроен в течение трех месяцев с момента окончания указанного обучения;
  • в расходы можно включать затраты только на профессиональные образовательные программы (письмо Минфина России от 16.07.2015 № 03-03-07/41000), соответствующие профилю деятельности работника;
  • нельзя относить к расходам на обучение, а значит, учитывать при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов затраты на развлечение, отдых или лечение.

По своей сути большая часть расходов на внедрение профстандартов в учреждении связана с затратами на обучение сотрудников. Нужно очень тщательно подходить к выбору образовательной организации, а также формировать полный пакет документов, чтобы подтвердить произведенные расходы. Соблюсти корректность расчетов позволит современная автоматизированная бухгалтерская программа. И тогда у проверяющих органов не возникнет вопросов с легитимностью и порядком учета затрат.

2 985
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее
Материалы по теме