Техническое задание: полезный документ или лишняя головная боль?

Техническое задание представляет собой документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки. В нем определяются условия и порядок ее проведения, а также условия поставки товара, выполнения работ или оказания услуг и их приемка. Заказчик разрабатывает отдельное техническое задание под каждую конкретную закупку

Можно ли обойтись без технического задания?

Теоретически — да. Это не противоречит закону о госзакупках, если в проекте контракта, извещении и закупочной документации отражена подробная информация об объекте закупки. Но на практике все же лучше составлять подробное техническое задание, чтобы не возникало спорных моментов при чтении закупочной документации поставщиком.

Что нужно учитывать при составлении технического задания?

Важно учитывать, что описание объекта закупки заказчика должно носить объективный характер. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Техническое задание не должно предусматривать для поставщика больше рисков и обременений, чем для заказчика.

Техническое задание составляет работник контрактной службы или контрактный управляющий совместно с юристом, специалистом заинтересованного структурного подразделения. Руководитель заказчика его подписывает. Заказчик включает составленное техническое задание в состав закупочной документации, а участник закупки — изучает и придерживается требований ТЗ при составлении своей заявки.

Проводит ли участник закупки экспертизу технического задания?

Заказчик разместил техническое задание на официальном сайте в составе закупочной документации. Может ли участник закупки проводить экспертизу этого задания?

Да, участник закупок имеет право на проведение экспертизы, так как каких-либо законодательных ограничений здесь нет.

С момента размещения на официальном сайте вся информация о закупке становится доступной неограниченному кругу лиц. Если участнику закупки для формирования своего предложения нужно проанализировать техническое задание, проверить обоснованность установленных требований, он может сделать это как самостоятельно, так и обратившись в экспертную организацию.

Порядок и критерии проверки технического задания законом о госзакупках не установлены, поэтому участник закупки может разработать их самостоятельно или принять порядок, который предлагает экспертная организация. А уже дальше решать, стоит ли ему участвовать в данной закупке, сможет ли он поставить товар (выполнить работу или оказать услугу), соответствующий этому техническому заданию. Участник закупки может обжаловать положения документации.

Срок годности в процентах — возможно ли?

Может ли заказчик установить в техническом задании требование к остаточному сроку годности товара, выраженное в процентах?

Позиции контролирующих и судебных органов по данному вопросу расходятся. В ряде случаев арбитражные суды считают, что такие действия заказчика неправомерны. Они ссылаются на то, что это может привести к ограничению конкуренции.

При описании объекта закупки заказчик может указать в документации, в частности, требования к гарантийному сроку (ч. 4 ст. 33 44-ФЗ). Но в описание объекта закупки нельзя включать требования к товарам и информации, которые влекут ограничение количества участников закупки. Исключение составляют случаи, когда нет другого способа более точно и четко описать объект закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

ФАС России в разъяснениях придерживается мнения, согласно которому установление требования к остаточному сроку годности в процентах неправомерно (Письмо от 26.08.2014 № АК/34487/14).

Но бывают случаи, когда ФАС считает, что заказчик может указывать срок годности в процентах. Требование к остаточному сроку годности может быть обусловлено нуждами потребителей товара. Например, лекарственный препарат может быть востребован не только в течение всего периода, в который осуществляются закупки, но и после его окончания.

Обучение для поставщиков по 44-ФЗ
Повышение квалификации онлайн, 128 ак.часов, Удостоверение
Посмотреть программу

Ранее при рассмотрении аналогичных споров, еще в период действия 94-ФЗ, ФАС России и арбитражные суды признавали такое требование правомерным (Решения ФАС России от 13.10.2011 по делу № К-2255/11, от 13.10.2011 по делу № К-2254/11, Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 по делу № А08-10203/2011).

Но все-таки лучше определить остаточный срок годности периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо конкретной датой, до которой товар должен сохранять свою пригодность. Это позволит избежать обвинений в ограничении конкуренции и снизит вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов.

Детализация не бывает излишней?

Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установил конкретные требования к товару, его размерам, упаковке и отгрузке. Прав ли заказчик?

Как и в предыдущей ситуации, заказчик может устанавливать детализированные и конкретизированные требования к объекту закупки, если это не влечет ограничения конкуренции участников торгов. Согласно ст. 17 135-ФЗ при проведении государственных тендеров нужно учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, если они могут привести к ограничению конкуренции. В общем случае считается, что если под описание подходят хотя бы два товара разных производителей или поставщиков, то описание корректно и не содержит признаков ограничения конкуренции. А вот если вся совокупность деталей описания может быть применима лишь к одному вполне конкретному товару, то имеет место недобросовестная конкуренция и признаки нарушения закона.

Наличие ГОСТов при отсутствии технических характеристик

Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании сослался на нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы) и не указал при этом конкретные технические характеристики и показатели качества ТРУ. Вправе ли заказчик устанавливать требования к ТРУ таким способом?

Ссылки на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы в конкурсной документации фактически не устанавливают показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, что является нарушением ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

В данном случае заказчик не должен устанавливать требования в техническом задании таким способом. Заказчик вправе сослаться на ГОСТы и СНиПы, только если нормативно-технические документы содержат все необходимые требования к ТРУ и показатели их качества.

Законодательство о госзакупках не предусматривает запрета на установление требований о соответствии ТРУ определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые требования к ним и показатели качественных и технических характеристик. Позиции контролирующих и судебных органов по данному вопросу отличаются.

Бывают случаи, когда ФАС признает указания на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы неправомерными. Арбитражные суды, как правило, признают такие указания правомерными, только если нормативно-технические документы содержат все необходимые показатели качества, а также требования к товарам, работам, услугам в виде измеряемых величин.

16 222
Все о заявках на участие в закупках

✅  Онлайн-курс
«Особенности подачи заявки на федеральных торговых площадках»

Старт курса — 5 июня
Стоимость — 8 500 руб.