Налоговый учет основных средств

Бокова Н. С., ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы
31 октября 2017

Налоговый учет основных средств в 2017 году компании должны осуществлять с учетом актуальных изменений законодательства. В статье расскажем, как правильно отразить способы начисления амортизации и создания резерва в учетной политике, а также как учитывать расходы на ремонт ОС.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Отражение в учетной политике

Каждая организация должна иметь учетную политику в целях налогообложения, в которой отражаются те положения по налоговому учету, которыми будет следовать организация в тех случаях, когда законодательство предоставляет налогоплательщику возможность самому сделать выбор методов, способов учета и т.п.

Напомним, что учетная политика не представляется в налоговую инспекцию при представлении бухгалтерской или налоговой отчетности. Однако, если ИФНС потребует представить учетную политику в ходе проверки, то это надо будет сделать в установленный срок, а именно:

1. 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 5 ст. 93.1 НК РФ) в случаях:

  • при проведении камеральной или выездной проверки другого налогоплательщика;
  • вне рамок проверки для получения документов, касающихся конкретной сделки.

2. 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • при проведении камеральной или выездной проверки организации.

Порядок учета основных средств также находят свое отражение в налоговой учетной политике. Какие моменты в этой связи найдут отражение в налоговой учетной политике, на что стоит обратить внимание?

1. Метод начисления амортизации: линейный, нелинейный. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе переходить с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259).

2. Создание резерва на ремонт ОС и норматив ежеквартальных (ежемесячных) отчислений в него. Резерв можно создать (п. 3 ст. 260 НК РФ):

  • на «текущий» ремонт ОС;
  • на дорогостоящий и сложный капитальный ремонт ОС. Его создают, если на ремонт надо копить более года и такой или аналогичный ремонт любого ОС не проводился в предыдущие три года (Письмо МФ РФ от 29.11.2005 № 03-03-04/1/386).

3. Определение срока полезного использования подержанного ОС: с учетом срока его эксплуатации предыдущим собственником или нет, т.е. по Классификации ОС в пределах сроков, предусмотренных для амортизационной группы, установленной прежним собственником или группы, к которой относится ОС. При этом, данные о сроке фактического использования основного средства у предыдущих собственников должны быть подтверждены документально. Это право на льготу предусмотрено п. 7 ст. 258 НК РФ. При этом, организация — покупатель вправе уменьшить СПИ на весь срок эксплуатации объекта ОС предыдущим собственником, а не на его часть.

4. Применение повышающих коэффициентов 2 или 3 при расчете суммы амортизации по некоторым ОС (например, по лизинговому ОС), что приводит к ускоренному списанию первоначальной стоимости ОС на расходы.

5. Решение о применении пониженных коэффициентов к основной норме амортизации (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

6. Применение амортизационной премии, которую можно применять выборочно к некоторым объектам основных средств. Кроме того, размер амортизационной премии организация определяет сама и фиксирует это в УП. Однако, размер амортизационной премии не может быть больше максимального, который зависит от амортизационной группы, к которой относится ОС (п. 9 ст. 258 НК РФ):

Амортизационная группа

Максимальный размер АП

1, 2 (СПИ ОС от 1 года до 3 включительно)

10%

8 — 10 (СПИ — свыше 20 лет)

3 — 7 (СПИ — свыше 3 до 20 лет включительно)

30%

Ремонт основных средств: особенности налогового учета

Затраты на ремонт основных средств могут быть произведены за счет резерва, если организацией принято решение создавать резерв, или нет. Кстати, в бухгалтерском учете такой резерв не создается.

Если резерв на ремонт ОС в налоговом учете не создается, то порядок учета расходов следующий:

1. Налогоплательщик выполняет ремонт ОС своими силами, то

  • амортизация, начисленная по ОС, используемым для ремонта, включается в прочие расходы на последнее число месяца, за который она начислена;
  • стоимость сырья и материалов включается в прочие расходы на дату акта на списание материалов;
  • зарплата рабочих, выполняющих ремонтные работы, и начисленные на нее страховые взносы включаются в прочие расходы на последнее число месяца, за который они начислены;
  • НДС по материалам и инструментам, приобретенным для ремонта, принимается к вычету, после того как материалы и инструменты будут приняты к учету и будет получен счет-фактура поставщика.

2. Налогоплательщик выполняет ремонт ОС с помощью подрядчика, то:

  • стоимость ремонтных работ по договору включается в прочие расходы на дату подписания акта о выполнении работ;
  • НДС, предъявленный подрядчиком, принимается к вычету, после подписания акта о выполнении работ и получении счета-фактуры подрядчика.

Если налогоплательщиком принято решение о создании резерва, то затраты на ремонт относятся за счет резерва.

Рассмотрим порядок создания резерва на ремонт основных средств.

В налоговом учете резерв можно создавать:

  • на текущий ремонт ОС;
  • на капитальный ремонт ОС (т.е. на дорогой и сложный ремонт ОС) – создают в том случае, если на ремонт надо копить более года и такой ремонт не проводился в предыдущие три года.

Резервы создаются исходя из сметы расходов на ремонт за отчетный период (квартал или месяц) начиная с первого отчетного периода года.

Основные шаги создания резервов следующие:

Резерв на текущий ремонт

Резерв на капитальный ремонт

  1. Определяется предельная сумма резерва = Сумма фактических расходов организации на любой ремонт ОС за последние 3 года/3
  2. Ежеквартальные (ежемесячные) отчисления в резерв на текущий ремонт (норматив отчислений) на последнее число каждого отчетного периода (признаются в расходах на последнее число каждого отчетного периода) = Меньшая из сумм: или предельная величина резерва на текущий ремонт ОС за год; или сумма расходов на ремонт ОС на год по смете / 4 или 12
  3. На 31 декабря сравниваются две величины: сумма фактических затрат на ремонт ОС за год и сумму резерва за год.
  • если сумма резерва > суммы затрат — разница включается во внереализационные доходы, т.к. остаток резерва на текущий ремонт на следующий год переносить нельзя;
  • если сумма резерва <меньше суммы затрат — разница включается в прочие расходы

 

  1. Определяется количество лет между плановыми капремонтами
  2. В расходах признается сумма отчислений в резерв = Сумма расходов на капремонт по смете / количество лет между плановыми капремонтами / 4 или 12
    Эта сумма признается в течение каждого года, приходящегося на период между плановыми капремонтами, на последнее число каждого отчетного периода (квартал или месяц).
  3. В конце года сумма резерва переносится на следующий год до года, в котором будет завершен капремонт.
  4. Фактические затраты на проведение капремонта в периоде его проведения как отдельный расход не учитываются и списываются за счет резерва.
  5. По завершении капремонта, в конце года сравнивается сумма фактических затрат на капремонт и сумма резерва:
  • если сумма резерва > суммы затрат — разница включается во внереализационные доходы;
  • если сумма резерва < суммы затрат — разница включается в прочие расходы
    2 204 просмотра
Дистанционное обучение; Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часов; 43 онлайн-урока: теория и практика
Смотреть программу

Материалы по теме

Бесплатно
Букина О. А., Данякина Е. И., Конюхова Е. В., Кравченко Е. П.
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!