Изменения в 44‑ФЗ с 2016 года

Обзор самых важных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу в 2016 году. Смотрите видеосоветы с комментариями экспертов в области госзаказа

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года). 

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р, утверждающее прежний аукционный перечень, а также распоряжение Правительства РФ от 25.04.2015 № 740-р, которым была внесена поправка в прежний перечень, признаны утратившими силу.

Введение в действие ЕИС

С 1 января 2016 года официально введена в действие Единая информационная система. Адрес расположения ЕИС - www.zakupki.gov.ru

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта. 
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Постановлением Правительства от 23.12.2015 № 1414 установлены Правила функционирования единой информационной системы. Правила устанавливают организационные и функциональные основы единой информационной системы в сфере закупок.

Смотрите комментарий Романа Чибисова, ведущего вебинара «Реестры в Единой информационной системе в 2016 году»

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.

Правила нормирования закупок

Избыточные потребительские свойства — еще один элемент коррупционной составляющей закупок. Приобретение за счет бюджетных средств предметов роскоши позволяет недобросовестным чиновникам отчасти обходить ограничения закона. Нормирование закупок позволит прикрыть эту лазейку, ограничив закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами.

С 1 января 2016 года вступили в действие ограничительные нормативы по стоимости и характеристикам предметов закупки. Ограничения будут ранжироваться в соответствии с положением чиновника в государственной системе. Нормированию подлежат канцтовары, оргтехника, мебель, транспорт, услуги связи, организации праздников и т п. для федеральных, региональных и муниципальных чиновников.

Установлены общие правила нормирования закупок на уровне Правительства РФ. Власти субъектов федерации и муниципалитеты обязаны установить собственные нормативы в рамках общероссийских. Локальные акты об ограничении закупок для нужд аппарата будут в обязательном порядке размещаться в ЕИС.

Цель нововведения — увеличение эффективности использования средств бюджетов всех уровней.

Обоснования закупки, идентификационные коды

При формировании плана закупок и плана-графика закупок — необходимо указывать обоснование каждого объекта закупок по номенклатуре, свойствам и ценам.

Там же необходимо представить обоснование начальной (максимальной) цены контракта, способа выбора поставщика, дополнительные требования к поставщикам.

Этот механизм позволит контролирующим органам выявлять необоснованные закупки еще до стадии их объявления, что должно также уменьшить коррупцию и увеличить отдачу от использования бюджетных средств.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание

Новое слово в госзакупках — ИКЗ (идентификационный код закупки). Обычно многочисленные электронные площадки и информационные системы присваивают закупкам собственную нумерацию, вследствие чего найти информацию об интересующей закупке бывает затруднительно. Чтобы сделать поиск легким и быстрым, каждая закупка и каждый отдельный лот закупки по 44-ФЗ с 1 января 2016 года теперь получает уникальный номер, состоящий из 36 символов. Это не просто цифровое обозначение закупки, а машиночитаемый код, содержащий в себе информацию об основных параметрах закупки.

Смотрите комментарий Олега Бирули, ведущего вебинара в Контур.Школе «Изменения в сфере госзакупок с 2016 года»:

Другие изменения в 44-ФЗ с 2016 года

1. Федеральным законом от 30.12.2015 № 469-ФЗ (вступил в силу с 10.10.2016) в статью 93 закона № 44-ФЗ включено новое основание для заключения контрактов с единственным поставщиком — пункт 46 части 1 статьи 93: «Осуществление закупок товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность».

2. Федеральным законом от 29.12.2015 № 390-ФЗ внесены изменения в правила осуществления закупок по закону о контрактной системе № 44-ФЗ:

  • Отстранение участника закупки или отказ от заключения контракта с поставщиком лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНиВЛП, в случае превышения предельной отпускной цены теперь должны быть произведены только в отношении производителей лекарственных препаратов, а также при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд с НМЦК свыше 10 млн. руб. (регионы должны сами определить порог цены контракта).
  • Отсрочка уплаты неустоек и списание начисленных сумм неустоек поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также иные антикризисные меры будут продолжены и в 2016 году.
  • В составе заявки на участие в конкурсе можно предоставить незаверенную банком копию платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки.
  • Антикризисная мера в части реструктуризации задолженностей коммерческих банков будет носить с 1 января 2016 года обязательный для заказчика характер; соответствующие изменения внесены в часть 11 статьи 96 закона № 44-ФЗ.

3. Постановлением Правительства от 29.12.2015 № 1480 дополнен перечень случаев заключения контракта жизненного цикла.

Возможность заключения контракта жизненного цикла предусмотрена, в частности, когда объектами закупки являются:

  • выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения, включая закупку медицинского оборудования;
  • выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также любых объектов военного назначения;
  • выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан;
  • выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

4. Постановлением Правительства от 29.12.2015 № 1470 уточнены условия запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

В число государств, отнесенных к исключениям, закупки товаров (работ, услуг) из которых допускаются, добавлены государства — члены Евразийского экономического союза.

Запрет не применяется, когда производство необходимых товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории РФ и (или) государств — членов Евразийского экономического союза, отсутствует.

5. Постановлением Правительства от 12.12.2015 № 1367 установлен порядок контроля соответствия информации, содержащейся в планах закупок, планах-графиках закупок, извещениях, проектах контрактов, реестре контрактов, информации об объёме финансирования закупок, утверждённом и доведённом до заказчика, и информации об идентификационном коде закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 99 закона № 44-ФЗ Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (далее — органы контроля) должны контролировать соответствие информации, содержащейся в планах закупок, планах-графиках закупок, извещениях, проектах контрактов, реестре контрактов, информации об объёме финансирования закупок, утверждённом и доведённом до заказчика, и информации об идентификационном коде закупки.

В случае соответствия информации объекты контроля будут размещены в ЕИС.

В случае несоответствия контролируемой информации установленным требованиям органы контроля направляют субъектам контроля протокол с указанием выявленных нарушений, а объекты контроля, не размещаются в ЕИС до устранения нарушения и прохождения повторного контроля.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года одновременно с частью 5 статьи 99 закона № 44-ФЗ.

6. Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2015 № 795 определены новые правила общественного обсуждения крупных закупок в 2016 году.

Согласно документу, обязательное общественное обсуждение проводится в два этапа в разделе Обязательное общественное обсуждение закупок единой информационной системы в сфере закупок, а также в виде очных публичных слушаний. По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

Порядок будет действовать с 1 января по 31 декабря 2016 года.

19 519
Все о заявках на участие в закупках

✅  Онлайн-курс
«Особенности подачи заявки на федеральных торговых площадках»

Старт курса — 5 июня
Стоимость — 8 500 руб.