8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Налог на прибыль организаций в 2013 году. Говорим о порядке и основании признания отдельных расходов

Наталья Горбова, Контур.Школа, 11 февраля 2013

5 февраля мы провели вебинар о налоге на прибыль организаций. В этой статье подведены важные итоги состоявшейся онлайн-встречи и обзор основных вопросов. Читайте полезную информацию, подготовленную автором вебинара Натальей Сергеевной Горбовой!

Документальное подтверждение расходов

Экономическое назначение расходов — это уменьшение доходов, подлежащих налогообложению, что позволяет уменьшить налоговые обязательства организации. Исключительно важно правильно и достоверно отражать произведенные затраты в расходах в силу того, что не все произведенные налогоплательщиком затраты могут быть отнесены в расходы.

Рекомендуем онлайн-курс в Контур.Школе «Налог на прибыль для бухгалтеров». Курс учит без ошибок вести учет доходов, отражать расходы и определять налоговую базу по налогу на прибыль. А также рассчитывать и уплачивать авансовые платежи и налог, сдавать отчетность, создать идеальную учётную политику.

Общим правилом, которое регламентирует условия отнесения на расходы затрат, отражено в ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть:

  1. обоснованы;
  2. документально подтверждены;
  3. произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти условия должны выполняться одновременно.

Статья 252 НК РФ разрешает подтверждать расходы любыми документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе документами, которые косвенно могут подтвердить произведенный расход (например, таможенной декларацией, приказом о командировке, отчетом о выполненной работе и т п.).

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод.

Важно, чтобы документы могли подтвердить, что расходы фактически произведены.

Контролирующие органы стоят на позиции, что один документ не может подтвердить обоснованность произведенного расхода. В своих разъяснениях они неоднократно высказывали мнение, что документов должно быть несколько. В связи с этим можно выделить основной первичный документ, как правило, это договор. Другим документом является документ, подтверждающий платеж, кроме того, еще могут иметь место быть и другие документы, например, акты приема-передачи, счета на оплату, отгрузочные документы и т п. Каждый конкретный расход должен иметь свои конкретные документы, которые подтверждают выполнение требований ст. 252 НК РФ.

Подтверждение расходов первичными документами

Отдельный вопрос, который сегодня становится очень актуальным и который был затронут на вебинаре, — можно ли подтверждать расход первичными документами, подписанными квалифицированной электронной подписью?

Электронный документ, который содержит квалифицированную подпись, принимается наравне с документом в бумажной форме. Об этом говорит ч. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ. Однако, по мнению чиновников, подтверждать расходы первичными документами, оформленными в электронном виде, можно, только если они подписаны квалифицированной электронной подписью (Письма Минфина России от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1). На практике же может возникнуть вопрос каким образом представлять в налоговый орган первичные документы, заверенные ЭП, при проведении мероприятий налогового контроля?

Налоговый кодекс позволяет представлять отчетность по ТКС с применением ЭЦКП. Для этого ФНС РФ подготовлена соответствующая нормативная база. Однако в Налоговом кодексе ничего не сказано про первичные документы в электронном виде. Согласно официальной позиции Минфина России представлять первичные документы необходимо на бумажном носителе в виде заверенной копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (Письма Минфина России от 11.01.2012 N 03-02-07/1-1).

Вопрос о порядке признания расходов на оплату труда в любой организации является весьма актуальным. Анализируя разъясняющие документы контролирующих органов, приходим к выводу, что руководствоваться только положением п. 25 ст. 255 НК РФ с целью отнесения выплат в пользу работников на расходы на оплату труда, — это мало. Такие расходы должны быть связаны с производственными результатами работника, т.е. такие расходы должны быть элементом системы оплаты труда. В этой связи премии к различным юбилейным датам работника, даже если они предусмотрены коллективным или трудовым договором, по мнению МФ РФ (письмо от 23.04.2012 № 03-03-06/2/42) не могут рассматриваться как элемент системы оплаты труда. При этом не редки решения арбитражных судов в пользу налогоплательщиков. А вот материальная помощь (единовременная выплата) к отпуску рассматривается как элемент системы оплаты труда, если все условия выполнены. Подтверждением тому — позиция Президиума ВАС РФ (Постановление Президиума ВА РФ от 30.11.2010 № 4350/10). Позиция контролирующих органов посвящена полностью этому решению (например, Письмо МФ РФ от 15.05.2012 № 03-03-10/47).

Кроме того, доплаты по больничным и выплаты компенсаций при увольнении, по мнению Минфина России, также можно учесть в составе расходов на оплату труда (Письмо МФ РФ от 18.05.2012 № 03-03-06/1/254).

Важная социально ориентированная поправка была принята с 2009 года в Налоговый кодекс в части возмещения работодателями расходов налогоплательщика на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение (строительство) жилого помещения. Первоначально эта норма закона имела ограничение по времени действия. Теперь все ограничения сняты и норма закона действует неограниченно по времени применения. Такой вид расходов очень привлекателен для организаций, потому что:

  1. Выплаты относятся на расходы по налогу на прибыль (в размере не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда в целом по организации).
  2. Выплаты освобождены от обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды в полном объеме.
  3. Выплаты освобождены от НДФЛ (п. 40 ст. 217 НК РФ) в части сумм, признаваемых в расходах в целях налогообложения прибыли.

Однако есть определенные условия признания таких выплат в расходах:

  1. Такие выплаты должны быть предусмотрены коллективными, трудовыми договорами,
  2. Средства должны быть оформлены на приобретение (строительство) жилого помещения.
  3. Работник должен предоставить документы, подтверждающие использование средств по целевому назначению.
  4. Работник сам уплачивает проценты, а организация возмещает ему эту сумму.

Признание командировочных расходов

В ходе вебинара был рассмотрен вопрос признания командировочных расходов. И в частности, рассмотрен спорный и актуальный сегодня вопрос, связанный с порядком подтверждения расходов при покупке электронных билетов. Было обращено внимание участников вебинара на ряд важных ведомственных документов, которыми надо руководствоваться в этом вопросе. Так, Приказом Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322, вступившим в силу 19 ноября 2012 г., утверждены обязательные реквизиты электронного билета и контрольного купона не только для поездов дальнего следования, но и для поездов пригородного сообщения. Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Приказом Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134.

Авиапассажирам необходимо представить в организацию в качестве подтверждающих документов, посадочный талон, который работнику необходимо сохранить после полета. Он необходим, чтобы засвидетельствовать, что услуги по авиаперевозке были оказаны и перелет действительно совершен (Письма Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-03-04/1). Если посадочный талон утерян, то в качестве оправдательного расход документа может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем (Письмо Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-07/6).

Резервы в налоговом учете

Вторая часть вебинара была посвящена вопросам создания в налоговом учете резервов. Механизмы создания резервов в бухгалтерском и налоговом учете различны. Создание резервов в налоговом учете — это право организации, а не ее обязанность. Поэтому их создание может рассматриваться как элемент налогового планирования, который позволяет оптимизировать налоговые платежи организации. В ходе вебинара рассмотрены основные вопросы создания резерва по сомнительным долгам и резерва на оплату отпусков.

Резерв по сомнительным долгам

Статья 266 НК РФ содержит порядок формирования резерва.

По окончании отчетного (налогового периода) проводится инвентаризация дебиторской задолженности в целях выявления сумм сомнительной и безнадежной задолженности, которая формируется по группам:

  • сроком возникновения до 45 дней;
  • сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно);
  • сроком возникновения свыше 90 дней.

Рассчитывается сумма резерва, использованного в отчетном периоде на погашение убытков от списания безнадежной задолженности, и определяется неиспользованный остаток резерва.

Если налогоплательщик в отчетном периоде не использовал резерв полностью, то его остаток можно учесть двумя способами:

1. Если налогоплательщик переносит сумму вновь созданного резерва на следующий отчетный (налоговый) период, то сумма вновь созданного резерва по результатам инвентаризации резерва корректируется на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового периода) следующим образом:

- если сумма нового резерва меньше остатка резерва, то разница включается в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- если новый резерв больше остатка резерва, то разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

2. В том случае, если налогоплательщик не переносит остаток неиспользованного резерва на следующие отчетные (налоговые) периоды, то сумма вновь создаваемого резерва не корректируется. На конец отчетного (налогового) периода сумма неиспользованного резерва восстанавливается и отражается в составе внереализационных доходов (п.7 ст. 250 НК РФ).

Резерв на оплату отпусков

В налоговом учете создается на добровольной основе (в отличие от бухгалтерского учета).

Решение о создании закрепляется в учетной политике.

В учетной политике отражается:

  • способ резервирования,
  • предельная сумма отчислений в резерв,
  • ежемесячный процент отчислений в резерв. Для чего составляется расчет (смета) размера ежемесячных отчислений в резерв.

Ежемесячный процент отчислений рассчитывается по формуле:

% отчисл. = (Отпуск план + СВ) / (ОТ план + СВ) * 100%,

где:

Отпуск план — предполагаема годовая сумма расходов на оплату отпусков;

СВ — сумма страховых взносов с этих отпускных;

ОТ план — предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда.

Сумма резерва формируется по формуле:

∑ резерва = % отчислений * ∑ фактических расходов на оплату труда за месяц

(с учетом страховых взносов).

Однако, если сумма накопленного нарастающим итогом резерва с начала года превысит предельную сумму, установленную в учетной политике, то в следующем месяце отчисления в резерв не производятся.

Согласно п. 2 ст. 324.1 НК РФ расходы на формирование резерва на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников (например, если зарплата работников, занятых в основном производстве, включается в прямые расходы, то в эти же расходы включаются и отчисления в резерв с зарплат данных работников).

Этапы использования резерва:

1. Отчисления в резерв на оплату отпусков включаются в состав расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).

2. Если в организации резерв создается, то НБ по налогу на прибыль уменьшается на сумму отчислений, рассчитанных на основании %, а не на сумму фактически начисленных отпускных.

3. Сумма резерва используется на оплату:

  • Основного отпуска
  • Дополнительного отпуска.

4. Компенсация за неиспользованный отпуск сразу относится на расходы по оплате труда (п. 8 ст. 255 НК РФ).

По окончании налогового периода проводится инвентаризация резерва (п.1 ст.324.1 НК РФ).

В ходе инвентаризации может быть выявлено:

1 вариант. Сумма фактически выплаченных работникам в счет оплаты ежегодного отпуска больше суммы резерва. В этом случае по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, необходимо включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и сумму страховых взносов, по которым ранее не создавался резерв.

2 вариант. Сумма фактически выплаченных работникам в счет оплаты ежегодного отпуска < суммы резерва. В этом случае:

1) Если на следующий год резерв не создается: недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат включению в состав внереализационных доходов (п.7 ст. 250 НК РФ).

2) Если на следующий год резерв создается:

сумма резерва уточняется исходя из:

- количества дней неиспользованного отпуска (определяются по состоянию на 31 декабря);

- среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка);

- обязательных отчислений страховых взносов.

Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска (определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года) превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.

Если сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.
 

    79 просмотров
Для гл.бухгалтера на УСН. Диплом о профессиональной переподготовке 256 ак.часов. 33 онлайн-урока: теория и практика
Смотреть программу
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!